|
аналогичных, случаях он может быть непригоден.
Вся эта подготовка оказалась прекрасной базой, на основе которой мне было
легко осваивать новые, непривычные, но удивительно интересные и эффективные
методики лечения Спокойных, показанные мне Учителем.
Глава 1
Зина, одна из учениц, записавшихся на семинар по Шоу-Дао, в первый же день
нашего знакомства пожаловалась, что в ее характере есть множество черт, которые
мешают ей жить и с которыми она не в силах справиться.
- Что беспокоит тебя больше всего? - спросил я.
- Страх, - сказала девушка. - Я постоянно испытываю страх.
- Ты боишься чего-то конкретного?
- Иногда да, иногда нет, - ответила Зина. - В действительности мне не угрожает
никакая реальная опасность, но какой-то трудно определимый иррациональный страх
в той или иной форме постоянно присутствует во мне, проявляясь иногда в виде
нервозности или беспокойства по поводам, которые того не стоят, а иногда в иных
формах. Бывает, что тревожность мешает мне заснуть или не дает сосредоточиться
на выполняемой задаче.
Мне были знакомы эти разновидности иррационального страха. В той или иной
форме они присущи каждому человеку, и Учитель безжалостно указывал мне на
малейшие проявления подобных чувств в моем характере.
Однажды во время очередной полуночной прогулки по городу я затронул тему
качеств характера, мешающих личностному росту человека.
- Не имеет смысла говорить о каком-то абстрактном "человеке", - резко оборвал
меня Ли. - Это обобщение слишком удобно для тебя, поскольку позволяет
критиковать других, самому оставаясь в стороне.
- Я вовсе не критикую других, - попытался оправдаться я. - Я прекрасно знаю,
что обладаю массой недостатков.
- Дело не в том, что ты признаешь, что имеешь недостатки, - еще более жестким
тоном сказал Учитель. - Только круглый дурак считает себя совершенным. Все
обстоит гораздо хуже. Ты болен, и твоя болезнь почти безнадежна. Ли замолчал,
выдерживая драматическую паузу. Его чересчур серьезный тон слегка напугал меня.
Не понимая, что именно он имеет в виду, я, как утопающий за соломинку, уцепился
за спасительное слово "почти".
Этот разговор произошел в первые месяцы моего ученичества, и я, еще не слишком
хорошо знакомый с характером и психологическими приемами Учителя, иногда
реагировал на его действия слишком бурно.
- Ты хочешь сказать, что у меня какое-то серьезное заболевание? - на всякий
случай поспешил уточнить я.
- Ты болен физически, но, что гораздо хуже, ты, как и все европейцы, болен
духовно.
Слова "все европейцы" окончательно меня успокоили.
- Пару минут назад ты отругал меня за склонность к обобщениям, - улыбнулся я.
- Говоря "все европейцы", ты подразумеваешь меня?
- Говоря "все европейцы", я подразумеваю всех европейцев, за, возможно, крайне
редкими исключениями, хотя мне еще не доводилось встретить ни одного европейца,
здорового во всех отношениях, - сказал Учитель.
- Я чувствую, что в данном случае ты вкладываешь в понятие "болезнь" какой-то
особый смысл, - заметил я. - Что ты имеешь в виду?
- Для воина жизни болезнью является любое свидетельство отсутствия гармонии
как в циркуляции энергии и естественном функционировании организма, так и в
проявлениях человеческого духа. Поэтому Спокойные считают болезнью все, начиная
от невоспитанности и вспыльчивого характера и кончая плохим настроением и
неумением радоваться жизни, - заявил Ли.
Я задумался. С одной стороны, подобная концепция казалась весьма заманчивой и
вызывала отклик в моей душе, но, с другой стороны, само слово "болезнь",
возможно из-за того, что моя мать была инвалидом первой группы и почти двадцать
лет болела раком, вызывала у меня слишком неприятные ассоциации. Несмотря на
несгибаемый характер и крайне выраженную волю к жизни, мать постоянно
испытывала почти невыносимые страдания. После нескольких операций она с трудом
передвигалась по дому, не могла даже сидеть на стуле, время от времени теряла
сознание и, выполняя простую домашнюю работу, периодически испускала глубокие
исполненные муки стоны. Я привык к этим стонам и не обращал на них внимания, но,
конечно, подобная обстановка не могла не сказаться особым образом на моей
психике. Я вдруг понял, что упоминание слова "болезнь" пробуждает во мне
подсознательный страх, на который я раньше никогда не обращал внимания.
Как откровение, я неожиданно осознал причину моего столь глубокого интереса к
народной медицине, к знахарству и нетрадиционным методам лечения. В основе
этого интереса лежал с детства глубоко запрятанный страх и желание выжить любой
ценой, победить болезнь, если она вдруг застигнет меня врасплох, так, как она
застигла врасплох мою мать.
Затем ко мне пришло еще одно воспоминание. Я учился в девятой английской
спецшколе. Эта школа считалась привилегированной и выгодно отличалась от других
школ качеством преподавания. Однако, с моей точки зрения, качество преподавания
не слишком влияло на детей, в большинстве своем типичных лоботрясов,
|
|