|
вать людей внимательно, терпеливо и благожелательно, –
говорил он, – уметь, когда хочешь, завязать разговор с любым человеком и, если
нужно, выйти из разговора. Для этого необходима практика. Никогда не проявляй
признаки нетерпения, выслушивая человека. Если же ты хочешь прекратить разговор,
ты должен в зависимости от ситуации выбрать или приличную, или агрессивную
форму выхода из разговора. Иногда достаточно, даже не взглянув на человека,
внутренне передать ему ощущение агрессии, чтобы дать понять, что разговор
закончен, и заставить его первым прекратить общение. Но, выбирая агрессивный
вариант выхода из разговора, ты всегда должен помнить о будущем, понимая, что
этот человек еще может пригодиться тебе в какой-либо ситуации, может стать
твоим врагом или другом. Поскольку один из принципов Воинов Жизни – не
создавать себе врагов, я обычно пользуюсь приличной формой выхода из разговора,
если это мне позволяют обстоятельства.
Любопытной была реакция моих знакомых, когда я, не упоминая о Ли, рассказывал
им о шоу-даосской теории общения. Обычно они реагировали со страхом и резко
негативной оценкой. Больше всего почему-то раздражались женщины, обвиняя меня в
неискренности и нечестной игре с их чувствами.
Я пытался объяснить, что все люди непроизвольно играют и притворяются не теми,
кто они есть на самом деле, поскольку нас с детства учили врать и подавлять
свои самые естественные чувства и эмоции. Я говорил, что игра – это
неотъемлемый элемент и в то же время издержки общения, что от этого никуда не
деться, и поэтому естественно и нормально понимать механизмы человеческого
общения и использовать их в своих целях.
К сожалению, пытаться убедить в чем-то, что ей не нравится, даже умную женщину,
все равно что плевать против ветра, и я лишний раз удостоверился, насколько
прав был Ли, утверждая, что говорить человеку чуждую и неприятную для него
правду – преступление против себя самого, против правды и против того человека.
Я понял, что лучше не рассказывать другим людям о механизме упражнений с
ароматом плода. Они принимали эту информацию слишком близко к сердцу,
замыкались в себе и начинали анализировать каждое твое слово и жест, чувствуя
себя препарируемыми лягушками, участниками какого-то оскорбительного для них
психологического эксперимента. Я относился ко всему гораздо проще и спокойнее,
и воспринимал тренировки с ароматом плода только в качестве интересного
упражнения, без опасений, подозрения или неприятия.
Хотя я и не пытался «играть» со своими знакомыми и вел себя, как всегда,
естественно, доброжелательно и честно, они все равно в течение долгого времени
продолжали меня подозревать в каких-то тайных замыслах и воображали меня
монстром, манипулирующим их мыслями и чувствами. Меня расстраивала тотальная
психологическая безграмотность нашего населения и абсолютное нежелание
воспринять какие-то элементарные основы общения, и я сказал об этом Ли.
– Не печалься о них, лучше радуйся за себя, – спокойно ответил он. – Знание
дает силу, но оно же делает тебя одиноким, поскольку только равный тебе может
понять тебя. По мере обучения ты все дальше будешь уходить от людей в своих
чувствах и сознании, но наука общения позволит тебе с легкостью понимать и
предсказывать их поступки и получать наслаждение от контактов с людьми,
поскольку на своем пути Воин Жизни всегда выбирает радость, а не печаль.
– А как ты сам относишься к человечеству? – спросил я.
– Если говорить правду о моем отношении к человечеству, я отношусь к нему со
смешанным чувством восхищения, жалости и отвращения, – задумчиво произнес
Учитель. – История человечества – это в основном история глупости и жестокости.
Слишком мало в ней светлых и мудрых страниц. Я испытываю жалость к глупцам и
отвращение к жестоким. Но это не выраженные чувства. Это – всего лишь неяркий
эмоциональный фон моего отношения к человечеству в целом. К каждому же
конкретному человеку я отношусь с подобающим уважением, поскольку он – такая же
загадка природы, как ты, я, земля или вселенная.
Я уже говорил тебе, что для Воинов Жизни существует незыблемое правило:
«проявляй уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного;
проявляй уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного;
проявляй уважение к тем, кто недостоин его, если это тебе позволят
обстоятельства, ибо в каждом есть что-то достойное уважения».
– В чем же проявляется уважение к человеку, когда ты заставляешь меня, например,
распугивать людей на улицах или обманывать их, выпрашивая у них деньги? –
спросил я.
– Ты путаешь внутреннее уважение и внешние проявления уважения, – объяснил Ли.
– Воины Жизни всегда сохраняют внутреннее уважение к человеку, даже в ситуации,
когда обстоятельства не позволяют проявлять внешнее уважение. Ты учишься, но
учишься ты не тому, как презирать, унижать или обманывать невинных граждан. Ты
изучаешь механизмы человеческого пов
|
|