|
Спустя некоторое время Мудрейший
со своими учениками пошел взглянуть на юношей.
В первой яме сидел юноша с бледным, окаменевшим от страха лицом. Он прижался
спиной к земляной стене, и ничто не могло его заставить сдвинуться с места.
Посмотрев на юношу, Мудрейший сказал своим ученикам:
– Этот человек не может постичь учение «Спокойных», так как по природе своей он
жертва и всегда будет отдаваться на милость победителя. Ему предстоит затратить
много усилий, прежде чем он научит помыслы повелевать телом.
Вторая яма оказалась пуста, так как подвергшийся испытанию юноша в страхе
выскочил из нее и убежал.
Заглянув в яму, Мудрейший сказал:
– Тот, кто сидел здесь, не сможет постичь учение «Спокойных», так как по
природе своей он трус, и трусливые помыслы владеют его телом. Такой человек не
может стать даже воином.
В следующей яме Мудрейший с учеником увидели торжествующего юношу, с гордым
видом восседающего над убитой змеей.
Мудрейший грустно покачал головой и промолвил, обращаясь к своим ученикам:
– Тот, кто находится в яме, совершил поступок воина, но еще не готов к
постижению мудрости «Спокойных», так как телом его управляют помыслы хищника, и
он не способен видеть картину мира.
В четвертой яме сидел испытуемый с отрешенным лицом, а недалеко от него ползала
змея.
– Этот юноша, – сказал Мудрейший, – видит картину мира, но у него разум аскета,
а значит, он не сможет жить в гармонии с окружающим. Рано ему еще постигать
учение «Бессмертных», ибо пренебрегает он жизнью и не заботится о теле.
– Неужели никто их испытуемых не сможет следовать по Пути Истины? – спросил
один из учеников.
– Не следует, – ответил Мудрейший, – спрашивать, когда знаешь, что ответить,
ибо это ведет к лени ума и беспомощности в жизни.
– Не следует, – продолжил он, – препятствовать естественному ходу вещей, ибо,
проявляя нетерпение, ты теряешь картину мира.
С этими словами устремился Мудрейший к последней яме, в которой увидел юношу
без тени смятения на лице и с легкой улыбкой на губах. Змея также не показывала
признаков беспокойства, хотя и находилась невдалеке.
Молча отошел Мудрейший от ямы, и лишь войдя в дом, сказал ученикам:
– Видеть картину мира и жить с ним в гармонии, не препятствовать ходу вещей, но
управлять их течением – разве не в этом истоки Спокойствия? Завтра с утра
прошедший испытание станет вашим братом...
Кореец замолчал и посмотрел на меня. Я тоже молчал, пытаясь догадаться, в чем
состоит испытание, и где таится скрытая ловушка, а в том, что такая ловушка
есть и, возможно, не одна, я не сомневался.
Учитель рассмеялся и скорчил рожу, пародируя мои усиленные раздумья.
– А теперь объясни мне, в чем заключается смысл этой притчи, – сказал он.
Понимая, что ответ слишком прост для того, чтобы быть правильным, но не видя
другой альтернативы, я начал хвалить последнего испытуемого, восхищаясь его
спокойствием, самоконтролем, управлением эмоциями и умением жить в гармонии с
окружающим миром.
Кореец слушал меня с серьезным видом, одобрительно покачивая головой, и я,
осмелев, принялся рассуждать об особенностях психики последнего ученика и о
предпосылках, необходимых для того, чтобы стать Воином Жизни.
Когда я закончил и вопросительно посмотрел на Ли, он похлопал меня по плечу и,
с заметно усилившимся акцентом, произнес:
– Красиво говоришь, прямо как настоящий ученый европеец. Но тут ты промахнулся.
Угадав про пятое колесо в телеге, ты доказал, что достоин быть моим учеником, и
ты мой ученик, ибо есть много вещей, которым я могу тебя научить. Но если бы ты
сразу понял смысл этой притчи, ты
|
|