|
отвергнутой мужчиной и выглядеть в его глазах слабой, никчемной и беспомощной.
В данном случае не признаваемое на сознательном уровне ощущение собственной
слабости, никчемности и беспомощности, загнанное женщиной на «темную» сторону,
проецируется ею на мужчину.
Контрприемом является выработка привычки внимательно искать в себе самих
черты, намерения и побуждения, которые мы приписываем другим. Поскольку
попадание в ловушку проецирования во многих случаях совпадает с попаданием в
ловушку отрицания части себя, также рекомендуется использовать контрприем,
описанный в предыдущем разделе.
Ловушка принятия желаемого за действительное
Вряд ли имеет смысл объяснять, в чем заключается ловушка принятия
желаемого за действительное — каждый из нас может припомнить достаточно случаев
попадания в это ловушку, основанных на нашем собственном опыте.
В одном известном анекдоте душу усопшего мужчины, имеющего возможность
выбирать, где он останется — в раю или в аду, ведут на экскурсию — сначала в
райские кущи, а затем — по кругам ада.
В раю все прекрасно — тихая музыка, идиллические пейзажи, овечки, мирно
пасущиеся на склонах, простая, но здоровая пища исключительно из натуральных
продуктов, — одним словом, скука смертная.
В аду, напротив, веселье бьет ключом. Стрип-бары, бесплатная выпивка и
закуска, казино, на выбор дорогие машины, яхты, шикарные женщины, роскошные
особняки — сплошное наслаждение.
Потрясенный увиденным мужчина выбирает ад и тут же оказывается в котле с
кипящим маслом.
— Как же так? — спрашивает он у подбрасывающего в костер дрова дьявола. —
Как же шикарная жизнь, которую я видел?
— Так это все для туристов, — усмехнулся дьявол. — А ты у нас на
постоянном жительстве.
Подобно многочисленным жертвам очередного «лохотрона», мужчина,
неоднократно наслышанный о том, что в аду жизнь далеко не так приятна, как в
раю, тем не менее, не выдержал искушения. Он попался в ловушку, приняв желаемое
за действительное, и, соответственно, поплатился за свое легкомыслие.
Контрприем — постоянно помнить о неистребимой склонности человека верить в
то, во что ему хочется верить, и принимать желаемое за действительное. Когда
вам в очередной раз захочется поверить во что-то очень уж заманчивое, напомните
себе о необходимой осторожности и постарайтесь прояснить все до конца прежде,
чем принимать окончательное решение.
Ловушка одержимости
Отдаваясь во власть сильного чувства, слишком сильного желания или
находясь под властью некой идеи, человек может войти в состояние одержимости, и
это делает его опасным — как для других, так и для него самого.
В период одержимости у человека возникает доминанта — центр возбуждения в
головном мозгу, подавляющий все прочие желания и потребности, игнорирующий
сопротивления, которые лишь дополнительно усиливают его, перераспределяющий
силы и гонящий человека в одном — заданном доминантой — направлении.
Страстно добиваясь чего-то, человек упускает из вида другие свои
потребности, менее выраженные, но не менее важные. Смыслом жизни для него
становится борьба за достижение цели, добившись которой, он, как правило,
теряет к ней интерес и нередко впоследствии сожалеет об упущенных в процессе
борьбы возможностях и растраченных силах
Вредные для вас доминанты возникают в период любовной страсти, в период
неодолимой тяги к импульсивным покупкам, тяге к игре, одержимости ненавистью,
гневом и т.д.
Примером попадания в ловушку одержимости может служить даосская притча,
которая называется «Любовь к камню».
Жил когда-то богатый купец и владел он драгоценным камнем, равного
которому не было на всей земле. Любил он этот камень больше всего на свете и
никогда с ним не расставался.
Днем и ночью любовался купец своим камнем, забывая о сне и еде, и здоровье
его от этого стало ухудшаться. Забеспокоилась жена купца — так недолго и мужа
потерять, и, захватив с собой деньги и дары, отправилась за советом к мудрому
даосу, слава о котором летела во все стороны быстрее стрелы, пущенной из тугого
лука.
Даос благосклонно принял подарки и, обещав помочь, отправил несчастную
женщину восвояси.
Через две ночи наступило полнолуние, и влюбленный в камень богач вышел в
сад, чтобы полюбоваться, как лунный свет играет на гранях его сокровища,
зажигая в мерцающей глубине камня разноцветные огни.
Вдруг холодное дуновение коснулось щеки купца и, обернувшись, он увидел
рядом с собой словно сотканную из мрака безликую фигуру в странной одежде из
лохмотьев и перьев.
— Кто ты и что ты здесь делаешь? — дрожащим голосом спросил богач, с
ужасом вглядываясь в зловещие очертания незнакомца.
— Я — твоя смерть и пришла за тобой, — ответил странный глуховатый голос.
— Но я еще молод и не хочу умирать, — севшим от страха голосом прошептал
|
|