|
3) просветленное размышление, во время которого человек силою разума может
прийти к истине, или по крайней мере к одной из её сторон;
4) осуществление праведности, т.е. в конце длинного ряда праведных
существований в человеке пробуждается и без усиленного умственного развития
достаточная интуиция, чтобы вызвать в нем потребность вступления на путь, и
указать ему двери, ведущие к последнему.
Когда человек — тем или другим способом — дойдет до этого предела, дорога к
высшему посвящению развернется перед его глазами; его дело вступить на него.
Нужно ли говорить, что на современной ступени развития мы не можем приобрести
полных знаний относительно высших этапов духовного посвящения. О них мы знаем
одни лишь намеки, дающие лишь предчувствие невыразимой славы, которая
сопровождает их.
Эти этапы, как говорит эзотерическое учение, образуют три больших отдела:
I. Период ученичества, во время которого не требуется никакого особенного
обязательства, но и не дается никакого посвящения. Этот период содействует тому,
чтобы человек прошел успешно тот период, который в теософических учениях
называется обыкновенно "критическим периодом пятого круга".
II. Период, когда ученик окончательно принимается. Это и есть собственно говоря
Путь, четыре ступени которого упоминаются в восточных книгах под названием
четырех путей святости. В конце этого периода ученик делается адептом; это — та
ступень, которую человечество должно будет достигнуть в конце седьмого круга.
III. Тот период, который я осмелюсь определить как служебный, когда адепт
принимает определенное участие — подчиненное великому космическому закону — в
управлении миром и выполняет особые обязанности, которые относятся сюда.
Несомненно, что каждый адепт и даже каждый ученик, когда он окончательно принят,
как мы это видели в предшествующих главах, содействует великому делу
человеческой эволюции; но наиболее высокие из них заведуют особыми отделами
эволюции и в космическом порядке соответствуют министрам в земном государстве с
хорошим конституционным строем.
Я не имею намерения говорить здесь об этом служебном периоде; вопрос этот в
своем целом слишком превышает наше понимание, чтобы могла быть какая либо
польза поднимать его открыто. Поэтому мы ограничимся двумя первыми отделами.
Прежде чем приступить к определению периода ученичества, следует упомянуть, что
в большинстве священных книг Востока эта ступень рассматривается лишь как
предварительная и только приближающаяся к настоящему пути, потому что ученик
принимается действительно лишь тогда, когда возьмет на себя определенные
обязательства.
Первый период ученичества отличается значительно от других: различия между
отдельными ступенями отмечены в нем не так ясно, как в высших отделах и
требования от ученика — менее точны и строги. Он делится на пять ступеней;
многочисленные и очень важные сведения по этому вопросу даются г-жой Безант в
её книгах "Путь ученичества" и в "Преддверии храма". Имена, данные различным
ступеням в упомянутых книгах и в моей книге, иные, потому, что в них автор
употребляет санскритские выражения тогда как номенклатура Пали, употребленная
здесь, принадлежит буддийской системе, но несмотря на это внешнее различие
самые условия, которые ставятся ученику, по существу одни и те же. Для каждого
слова я дам сначала его буквальный смысл в скобках, а затем объяснение, которое
ему дает учитель.
Первый период ученичества называется среди буддистов:
I. Manodvaravajjana, открытие дверей ума, или бегство через двери ума.
Вступающий приобретает на этой ступени твердое убеждение в непостоянстве и
ничтожестве всех земных благ. Это — то, что часто называется: познать разницу
между реальным и нереальным. Много нужно времени и тяжёлых уроков: чтобы
достигнуть этого познания, но без него невозможно сделать даже и первого шага
на пути, так как здесь прежде всего необходимо "о горнем помышлять, а не о
земном"*, и такое решение вызывает уверенность, что ничто в этом мире не имеет
ни малейшей ценности рядом с высшей жизнью. Этот первый шаг назван индусами
вивека или распознавание.
_______
* Послан. к Колоссянам, III.2.
II. Parikamma (приготовление к действию). На этой ступени ученик приобретает
привычку поступать праведно ради самой праведности, не считаясь с тем, что он
от того выиграет или потеряет на земле или в будущей жизни; употребляя
выражение восточных книг, он должен оставаться совершенно равнодушным к плодам
своей деятельности. Это равнодушие является естественным последствие
предыдущего шага, ибо когда глаза открылись на несуществующий и мимолетный
характер всех земных благ, ученик перестает в них нуждаться; душа, раз
просвещенная светом истинной реальности, не может уже удовольствоваться иным
объектом. Индусы называют это высокое состояние отрешения от всякой корысти
вайрагья.
III. Upachara (внимание или поведение), это — ступень, на которой должны быть
приобретены "шесть качеств", шатсампатти индусов. Их называют на палийском
языке:
1) Shama (спокойствие) — чистота и безмятежность мыслей, являющаяся у того,
кому удалось сделать из своего ума вполне послушное орудие. Это — очень трудно
достижимый результат, но необходимый, потому что только при полном подчинении
воле ум может стать совершенным орудием. Это качество имеет первенствующее
значение; в нем заключается и власть над собой, и спокойствие, на которое в XIV
главе было указано, как на необходимое условие для успешной работы на
астральном плане.
|
|