|
существа было бы невозможно незаметно удалиться из вагона.
В этом случае материализация продолжалась долее обыкновенного. С другой стороны,
не произошло особого расходования сил и никаких видимых действий, да они были
бы в этом случае излишни, так как одного простого присутствия оказалось
достаточно для охранения путешественницы.
Но подобные факты, которые все относятся к так называемым сверхъестественным
появлениям ангелов — хранителей, составляют лишь незначительную часть всего
поля деятельности наших "невидимых помощников".
Но прежде чем мы начнем рассматривать другие отделы их деятельности, попробуем
составить себе ясное представление о различиях существах, которые появляются в
роли "невидимых помощников". Об этом мы и будем говорить в следующей главе.
Глава IV
ПОМОЩНИКИ
Помощь человеку может исходить от различных разрядов существ, населяющих
астральный мир: от тех, которых Индусы называют Дэва*, от духов природы, от так
называемых покойников и от тех, которые ещё при жизни находятся в сознательном
общении с астральным миром. Это, по преимуществу, адепты и их ученики. Но более
внимательное расследование покажет нам, что если все перечисленные категории и
могут принимать участие в человеческой жизни, — способностью помогать они
обладают в такой неравной степени, что в действительности вся задача помощи
исполняется почти исключительно одной категорией.
_______
* Дэвы соответствуют ангелам христиан.
Самый факт, что большая часть этой помощи происходит или в астральной сфере,
или посыпается из астрального мира, объясняет многое. Каждому, кто имеет
представление о силах, которыми располагают адепты, будет ясно, что для них
работать в астральном мире было бы такой же растратой энергии, как если бы наши
доктора и учёные принялись разбивать камни для мостовой.
Работа адепта сосредотачивается в гораздо более высокой среде, преимущественно
в высших областях ментального мира. Там он может употреблять свои силы для
воздействия на истинную индивидуальность человека, а не на личность, влиять на
которую можно только в астральном и физическом мирах*.
_______
* В эзотерической психологии ясно различается индивидуальность и личность
человека: индивидуальность заключает в себе результат всех активных переживаний
человека на протяжении всей его эволюции, и по сути своей она бессмертна, тогда
как личность вмещает в себя лишь земные переживания одного воплощения и
уничтожается после того, как всё ценное из её опытов претворится в бессмертную
индивидуальную душу.
Силы, которые он тратит на этих более высоких планах жизни, вызывают результаты
гораздо более важные и продолжительные, нежели те, которые могут быть
достигнуты с несравненно большими усилиями на низших планах жизни.
С другой стороны и задачи в высших мирах настолько труднее, что только адепт
может выполнять их с успехом. Задачи же, доступные для выполнения и на низших
планах, по силам и тем, которые находятся ещё на первых ступенях той великой
лестницы эволюции, которая позволит им со временем подняться и на ту ступень,
до которой достиг адепт.
Эти замечания относятся так же и к Дэвам. Так как они принадлежат к
естественному царству более высокому, чем наше, их деятельность и кажется
совсем чуждой для человечества. Но те из них, которые иногда отвечают на наши
высшие стремления или призывы, выполняют своё воздействие скорее на ментальном
плане, чем в физическом или астральном мирах*, и чаще всего в периоды между
нашими воплощениями, а не во время нашей земной жизни.
_______
* т.е. они влияют на состояние нашей души, которая принадлежит ментальной сфере,
а не на наши земные обстоятельства.
Правда, существуют внутренние духовные методы, посредством которых даже во
время земной жизни можно приблизиться к этим великим существам и получить от
них большое просветление; но и в этом случае сношения устанавливаются лишь
тогда, когда человек делается способным хотя бы на короткое время подниматься в
высший мир, а не они спускаться с нашу низшую жизнь.
Дэвы редко участвуют в обыкновенных событиях нашей физической жизни. Их задачи
совершенно иные и они едва сознают наше существование. Лишь изредка до них
доходят человеческие страдания и мольбы, которые вызывают их жалость и желание
помочь, но так как на переживаемой ступени человеческой эволюции всё
совершающее имеет глубокое значение для развития всех сторон человека, —
гораздо более широкое ведение высших существ знает, что вмешательство в
человеческую жизнь принесло бы более зла, чем добра, задержав естественный ход
эволюции.
В прошлом, когда человечество находилось ещё в состоянии детства, человек
получал извне гораздо больше помощи, чем теперь. В эпоху, когда все Будды, все
Ману и даже менее высокие Учителя человечества исходили из рядов эволюции Дэв,
или из эволюции человечества, достигшего совершенства на иной, более развитой
планете, — в те времена помощь, о которой идёт сейчас речь, могла совершаться и
при участии Дэв. Но, по мере того, как человек прогрессирует, он и сам получает
способность помогать себе подобным, сначала в физической среде, а затем и на
|
|