|
Для того, чтобы вы четче уяснили то, о чем я хочу сказать, приведу один
пример. В данный момент я спокоен, я не реагирую ни на что и ни на кого, я
поставил перед собой задачу установить хорошие отношения с мсье Б, потому что я
нуждаюсь в нем для осуществления моих дел, и я могу добиться того, что я хочу,
только с его помощью. Но мсье Б. мне не нравится. Это очень неприятный человек.
Он непонятлив. Ограничен. Противен. В нем нет ничего хорошего. Я настроен таким
образом, что весь его облик действует на меня. Достаточно того, чтобы я на него
посмотрел, как мое настроение портится. Я выхожу из себя, когда он начинает
говорить глупости. Я — человеческое существо, я слаб, мне не удается убедить
самого себя, что не следует быть раздражительным, но я продолжаю раздражаться.
Однако я могу себя контролировать. Все зависит от моего серьезного
отношения, с которым я желаю достигнуть цели и в чем мсье Б. может мне помочь.
Если я буду придерживаться подобного мнения, я смогу осуществить задуманное.
Каким бы раздраженным я ни был, я вспоминаю о своем стремлении. Напрасно я буду
злиться, выходить из себя, где-то в моей голове я буду вспоминать задачу,
которую поставил перед собой. Моя мысль будет не способна сдерживать что-либо
происходящее во мне, она не способна заставить меня испытать другое чувство по
отношению к мсье Б. Но она способна вспомнить. Я говорю самому себе: «Ты
нуждаешься в нем. Не злись. Не будь грубым с ним». И если даже я обозвал бы его
различными словами, пытался бы его побить, моя мысль продолжала бы призывать
меня к порядку и повторять мне, что я не должен был бы реагировать подобным
образом. Но мысль сама не способна осуществить, что попало.
Вот что может предпринять тот, у которого есть серьезное желание не
уподобляться своей сущности, вот этого, что означает «отделить мысль от
сущности».
Что же случается, когда мысль становится просто функцией? Если я
раздосадован, если я теряю терпение, я буду мыслить или, вернее, «это будет
мыслить» вопреки этой досаде. И все я буду видеть через призму этого чувства. К
черту!
Я утверждаю, что у серьезного человека, обычного, простого человека, без
особых полномочий, но у человека взрослого, что бы он не решил, какую бы цель
перед собой не ставил, его задача остается постоянно в его мысли. И далее если
практически он не может ее осуществить, то она постоянно держится у него в
голове. И даже если на него влияют другие факторы, его мысль будет начеку.
Перед ним стоит проблема и если он честен, он приложит усилия для ее решения,
потому что он взрослый человек.
Никто не может помочь ему в этом «зове», в этом саморазделении с самим
собой. Каждый человек должен осуществить это сам. И только когда человеку
удается это разделение, другой сможет помочь ему. И тогда только Институт может
оказаться ему полезным, если в действительности он прибыл в Институт, чтобы
найти там эту помощь.
Несомненно, вы вспоминаете, что было сказано в предыдущих лекциях по
поводу того, что человек желает. Я могу утверждать, что многие из вас не знают,
чего они желают и не знают, почему они находятся здесь. У них нет сильного
желания. В любой момент каждый жаждет чего-то, но в нем «это» желает.
Я привел пример того, что хотел одолжить денег у М. Б. Я могу заполучить
то, что желаю, только придавая первоочередность этому желанию, превращая для
себя это желание в главную вещь. И если каждый из вас что-либо желает, и если
Институт знает то, что он желает, то ему может быть оказана помощь. Но когда у
человека миллион желаний, все одинаково важны, то никакое из них не будет
реализовано, т. к. нужны годы для осуществления чего-то одного, а для миллиона..
.
И правда, что нелегко хотеть, но мысль должна всегда вызывать то, что она
хочет.
Единственное различие, которое существует между ребенком и взрослым,
заключается в мысли. Как у того, так и у другого имеются слабости, такие, как
жадность, обидчивость, наивность. И взрослому и ребенку присущи такие чувства,
как любовь, ненависть и прочее. У них одни и те же функции. Та же
чувствительность. Тот и другой реагируют, тот и другой испытывают воображаемые
страхи. Короче, различий нет. Единственное различие — это мысль. У нас больше
материала, больше Логики, чем у ребенка.
Другой пример. М. А. обозвал меня дураком. Я потерял свое хладнокровие и
бросился на него.
Ребенок поступает также. Но взрослый, испытывая то же негодование, может
не пойти на рукопашную. Он возьмет себя в руки, т. к. если он ударит М. А., то
вмешается полиция, а взрослые опасаются того, что могут подумать окружающие
люди и сказать: «Этот человек не умеет себя контролировать». Я сдерживаю себя,
опасаюсь, что М. А. покинет меня на следующий день, тогда как я нуждаюсь в нем
для выполнения моей работы. Короче, возникают различные мысли, которым удается
или не удается остановить меня. И тем не менее мысли со мной.
У ребенка нет логики, нет материала, и по этой причине мысль его есть
только функция. Мысль не обременит его голову. В нем будет «это мыслит». И в
конкретном случае «это мыслит» будет пропитано ненавистью, другими словами,
возникнет отождествление.
Между взрослым и ребенком не существует строго очерченных границ. Возраст
еще не определяет зрелость. Человек может прожить сто лет и остаться ребенком.
Он может казаться взрослым, а быть просто-напросто ребенком, если мы называем
«ребенком» того, у кого нет независимой логики мышления. Человек может
считаться взрослым только с того момента, когда его мышление приобретает это
качество. С этой точки зрения можно сказать, что Институт предназначен для
|
|