|
Вскоре случилось другое происшествие, которое меня еще сильнее озадачило. Я шел
к роднику, чтобы умыться, - я привык умываться по утрам ледяной водой - и
увидел
группу женщин, что-то оживленно обсуждавших. Подойдя к ним, я узнал, что в их
квартале появился горнах - так называли злого духа, который вселялся в тела
недавно умерших людей и в таком обличье совершал всяческие злодеяния, особенно
досаждая врагам покойного.
И вот один из злых духов вселился в тело татарина, недавно скончавшегося и
погребенного всего день тому назад.
Я знал, что тот человек умер. Его дом был расположен возле дома, где прежде
жили
мои родители, и я часто ходил туда, чтобы получить плату с арендаторов.
Это был молодой человек, который недавно поступил в полицию. Несколько дней
тому
назад во время состязаний по джигитовке он упал с лошади и получил сильные
внутренние повреждения. И хотя врач сделал все возможное, этот молодой человек
скончался, и по татарским обычаям был в тот же день похоронен.
Вселившийся в его тело злой дух направлялся домой, когда кто-то, заметив его,
поднял тревогу. Этот же человек, чтобы помешать злому духу причинить кому-либо
зло, перерезал ему глотку и отнес обратно на кладбище.
Среди приверженцев христианской веры существовало убеждение, что духи вселяются
в тела только умерших татар, так как, согласно обычаю, они зарывают гроб совсем
неглубоко, и злому духу очень легко забраться в тело.
Происшествие ошеломило меня. Какое объяснение я мог придумать? Все обсуждали
это
событие, в том числе - мой дядя, уважаемый Георгий Меркуров, и его сын, недавно
закончивший школу и служивший в полиции. Они были гораздо старше меня,
пользовались уважением окружающих и знали столько всего, о чем я не имел ни
малейшего понятия. Заметил ли я на их лицах негодование, горе или удивление?
Нет, казалось, они даже рады, что кому-то удалось вовремя наказать злого духа,
который так и не успел натворить бед.
Я опять засел за книги, надеясь, что с их помощью смогу удовлетворить свое
любопытство. Богаевский, который очень помогал мне, к сожалению, вынужден был
вскоре уехать, так как получил место капеллана в одном из гарнизонов Закавказья.
Пока он жил в Карсе и был моим учителем, он удивлял меня тем, что заставлял
исповедоваться каждую неделю, еще не будучи посвященным в сан. Перед отъездом
он
предложил мне еженедельно записывать мои исповеди и посылать ему в письмах. Он
обещал иногда отвечать мне. Мы договорились, что мой дядя будет получать эти
письма и передавать мне.
Через год после этого Богаевский прервал свою службу капеллана и ушел в монахи.
Ходили слухи, что он это сделал из-за романа его жены с одним офицером. Выгнав
жену, Богаевский отказался оставаться в этом городе и даже не захотел вести
службы в соборе. Вскоре после его отъезда из Карса я уехал в Тифлис. К тому
времени я получил от него всего два письма, после чего не имел никаких известий
в течение нескольких лет.
Позже я случайно встретился с ним в Самаре, где он жил в доме местного епископа.
Богаевский не сразу узнал меня, так как я за эти несколько лет повзрослел и
очень изменился. Но когда я назвал себя, он очень обрадовался, и несколько дней
подряд мы встречались и беседовали с ним. Затем нам обоим пришлось уехать из
Самары.
Это была последняя моя встреча с Богаевским, больше я его никогда не видел.
Только слышал, что он не захотел остаться в русском монастыре и уехал в Турцию,
а затем, оставив монашество, направился в Иерусалим. Там Богаевский
познакомился
с одним торговцем четками, который оказался монахом Ессейского братства, и с
его
помощью вступил в это братство. Благодаря своей праведной жизни Богаевский
сначала стал церковным старостой, а затем, несколькими годами позже,
настоятелем
одного из приходов братства в Египте. Его настолько ценили и уважали, что,
когда
умер один из помощников аббата, предложили занять это место.
Я узнал много интересного о его необыкновенной судьбе из рассказов одного
турка-
дервиша, который часто виделся с Богаевским и даже получил от него письмо,
содержащее благословение. К письму было приложено несколько фотографий: на
одной
был изображен сам Богаевский в одеянии греческого монаха, на других были виды
святых мест в окрестностях Иерусалима.
|
|