|
не боится дьявола, он должен считаться безбожником, который не верит в Господа,
ибо он не верит, что есть два бога, один добрый, а другой - злой. Но такую веру,
я полагаю, вполне резонно было бы назвать дитеизмом. Что же касается меня, то,
если кто-то захочет назвать мою позицию новым именем, пусть назовет меня
монотеистом, верующим в единого Бога".
Как и предвидел Б., его назвали безбожником за то, что он подверг сомнению всю
систему веры в колдовство; на него нападали кальвинистские священники. "Они
ратовали за выживание языческих предрассудков, чтобы спасти будущее от утраты
веры в откровение Господне" (Андриан Дж. Варноу). Отказавшись публично отречься
от своих убеждений, 21 августа 1692г. Б. был выслан реформа-
Бальтлзар Беккер "Околдованный мир" (1691) стал одной из последних работ,
направленных против колдовства Из "Furstellung vier neuer Welt", Weisen
(1702)
торской церковью Голландии, но магистрат Амстердама воспрепятствовал публичному
сожжению его книги и продолжал выплачивать ему жалованье священника. Он умер,
отлученный от церкви, 11 июня 1698г.
Многие писатели были вовлечены в дискуссию, опровергая и защищая взгляды Б.,
особенно его отрицание демонической одержимости. Сам Б. отказался участвовать в
дискуссии, но выступил в свою защиту в 1692г. в "Die Fnesche Codgelehrheid".
После его смерти распространились слухи, что он переменил свои взгляды, но это
предположение было опровергнуто его сыном Яном Генрихом Беккером. Дело Б.
продолжил Кристиан Томасиус.
Белая ведьма
Как отмечал известный юрист Пауль Г^и-ландус (около 1525г.), гражданский закон
не должен наказывать за колдовство, если оно принесло пользу, например, в таких
случаях, как излечение болезни или отведение бури. Несколько демонологов
соглашались с подобной позицией. Так, например, Гваццо (1608) отличал природную
магию - дар, посланный Господом, от искусственной, рожденной благодаря помощи
Дьявола. Природная магия "была не более, чем точным знанием секретов природы".
И
Геаи,и,о указывал на биб-
"*v* W3b . :'J809l а увэи" ИУэЭ>>
НИШ
57
Бергернские мошенники
17 августа 1696г., в понедельник, маленькая Кристина увидела "молодую, хорошо
сложенную девушку", воровавшую молоко, и пригрозила разоблачить ее. Катерина
Кэм-пбелл, девушка "гордого и язвительного" нрава, в ответ на это пожелала,
чтобы дьявол унес душу Кристины в ад! 1 августа Агнесс Найсмит, старая женщина
с
весьма дурной репутацией, спросила Кристину, как она поживает, но девочка
убежала от нее. 22 августа у Кристины начались припадки; она складывалась
пополам, заглатывала язык и кричала, что Катерина и Агнесс мучают ее. Во время
этих припадков - или дьявольской одержимости - ребенка рвало мусором, который
ее
якобы заставляли глотать мучители ее духа, гнутыми булавками, мелкими костями,
головнями, сеном, гравием, комками шерсти, свечным салом и яичной скорлупой.
Она
бранилась с призраками этих женщин, цитировала им Библию. Врач Метью Брисбен,
сообщил, что, помимо истерических припадков, Кристина "во всех отношениях
здорова", но признался, что неспособен диагностировать ее заболевание. Второй
врач, д-р Маршалл, согласился с этим заключением.
Спустя пять месяцев, 19 января 1697г., Тайный совет Шотландии назначил
следственную комиссию, которая должна была доложить о бергернцах, подозреваемых
в колдовстве. За это время Кристина расширила круг обвиняемых, включив сюда
Элизабет Андерсон, 17 лет, ее отца Александра, Джейн Фултон, свою бабушку, двух
своих кузенов, косоглазого Джеймса, 14, и Томаса Линдсея, 11 лет. Также
обвинялись две женщины из высшего общества: Маргарет Лэнг, "дама чрезвычайного
благочестия и мудрости" ("Relation", 1697), и ее 17-летняя дочь Марта Семпл.
Они
смело встретились на очной ставке со своей обвинительницей, хотя вполне могли
бежать из города. Маргарет сказала насмешливо: "Пусть боятся те, кому есть чего
бояться; я не стану убегать". Презрение Маргарет к происходившим событиям
напоминает храброе поведение Агнесс Самуэл на Уорбойском процессе.
Некоторые из обвиняемых, особенно Элизабет Андерсон, сами обвиняли других до
тех
пор, пока количество обвиняемых не достигло 21. Кристина утверждала, что эти
ведьмы досаждали ей в виде призраков, и билась в припадке, когда кого-нибудь из
|
|