|
Основополагающее понятие мистицизма: нечто неизменное, вечное, единственное в
своем роде и, как правило, непостижимое для человеческого ума. Абсолютное
обычно
противопоставляется относительному, т.е. всему изменчивому, бренному,
многочисленному и умо-постижимому, из чего состоит земная жизнь. Таким образом,
понятие об Абсолютном - это понятие о некой высшей форме бытия, к пости-
АБХАМСИ
кению и достижению которой стре-лится каждый практический мис-гик. В монотеизме
Абсолютное этождествляется с Богом; прочие мистические системы используют такие
понятия, как "Абсолютная Личность", "Абсолютное Бытие", "Единое", "Великая
Пустота" и т.д.
Не следует, однако, полагать, что понятие Божественного непременно тождественно
понятию Абсолютного. Так, в католической теологии Бог лишен абсолютного
всемогущества, поскольку не может согрешить, убить самого себя или создать
другого Бога. В индуизме боги - это эманации Абсолютного Бытия (Брахмана),
обладающие неописуемым могуществом, но все же ограниченные и смертные, тогда
как
Брахман беспределен и вечен. Боги Древней Греции и Рима были
сверхъестественными
существами, во многом подобными человеку; то же самое можно сказать и о всех
прочих языческих религиях. Сопоставляя понятия Абсолютного и Божественного,
можно сказать, что последнее свойственно любой религии, тогда как первое
является прерогативой мистицизма.
В религиозно-мистических теориях Абсолютное, как правило, предстает в виде
некого надмирно-го и чаще всего личностного начала, в котором содержатся
абсолютные аспекты всех положительных качеств - Добра, Справедливости, Истины,
Благодати и т.д. Таковы, в частности, Аллах и Иегова, Кришна и Христос, Ахура-
Мазда и Будда Амитабха. В философском мистицизме Абсолютное часто
воспринимается
как нечто безличное, не имеющее качеств и безучастное к делам людей.
Классический пример подобной концепции - буддийская Великая Пустота (Шунья) -
Абсолют-
ное Небытие, скрывающееся под иллюзорной маской материального Бытия. Нечто
подобное, но совершенно противоположное по смыслу, утверждали многие
европейские
материалисты Х1Хв.: по их мнению, абсолютным Бытием наделена лишь Материя, а
все
остальное (в том числе, Мысль и Дух) - лишь формы ее проявления. И, наконец,
некоторые мистические системы (в частности, манихейство) основаны на вере в
существование двух полярно противоположных абсолютных Качеств (или Начал) -
Добра и Зла, Света и Тьмы, Мужского и Женского. Впрочем, в большинстве случаев
эти Начала все-таки считаются продуктом разделения Единого Абсолютного, в
котором они смешаны в равной пропорции и не отличаются друг от друга.
АБХАМСИ
В индусской метафизике - все разумные существа Вселенной. Аб-хамси
подразделяются на четыре разряда: боги, демоны, питары {духи предков) и люди.
АБХИШЕКА
1. В ритуалах индусских религий и сект - окропление или обливание мурти (образа
почитаемого божества) водой, молоком, медом, кровью и~др. жидкими веществами.
2. Церемониальное окропление (помазание) царя или верховного жреца при его
возведении в должность.
3. Церемониальное окропление ученика в таинстве посвящения (дикиш),
совершаемое
гуру, или же в совершаемой священником церемонии благословения. Церемонии
абхишеки сопровождаются чтением специальных мантр и некоторыми другими
обрядовыми действиями.
ISBN 5-U-00-
Тибетское изображение Авалокитешвары; на переднем плане - статуя богини Тар
родившейся из его слезы, когда он оплакивал страдания мира
ы,
АВАЛОКИТЕШВАРА
Тантрическая практика насчи-гывает восемь ступеней абхишеки, наивысшей из
которых является Махапурнадикшабхишека. После нее ученик совершает
символический
обряд собственных похорон и сжигает шнур своей касты и пучок волос с головы Это
значит, что он больше не нуждается в учителе и способен самостоятельно
достигнуть полного просветления уже в этой жизни
АВАЛОКИТЕШВАРА t (Санскрит., "наблюдающий за Звуками мира") Эманация Будды
Амитабхи, олицетворение милосердия и сострадания, спаситель всех людей,
принимающий в конечном счете форму Амида-Будды. Воплощениями Авалокитешвары
считают различных религиозных деятелей ваджраяны - в частности, Далай-ламу.
Изображается как в мужском, так и в женском облике, иногда с цветком лотоса в
руке. В Китае Ава-локитешваре соответствует богиня милосердия Гуань-инь, в
Японии -женщина- бодхисагптва Каннон. Считается, что Авалокитешвара
|
|