|
чувства, мысли и действия души подчиняются лишь желаниям Эго. Нефтида хочет
лишь получать удовольствие, ей чуждо стремление осознать происходящее, оценить
свои действия. Испытывая влечение к Осирису, она желает заполучить его как
красивую вещь в собственное пользование, поэтому вся ее потребность в слиянии с
возлюбленным выражается лишь в сексуальной чувственности, слиянии телесном.
Оказывается, этого слишком мало, чтобы действительно обрести любовь.
Для Осириса этот страстный порыв к слиянию с природой становится весьма
значимым. Ночи с Нефтидой достаточно, чтобы он стал уязвим для врагов. Идя на
поводу своих страстей, мужчина становится слабым и беззащитным, его разум
становится беспокойным, а воля ослабевает. Разве не эту картину мы наблюдаем
достаточно часто: активный мужчина, повинуясь страсти, покидает свою Исиду,
сливается с Нефтидой и теряет себя...
Но не будем думать, что Нефтида — зло, приведшее «бедного» Осириса к
смерти. Осирис есть символ души человека, которая подвержена искушениям низшей
природы своего Эго. Осирис — это душа каждого живущего на земле человека, она
идет тернистым путем сомнений, искушений, ошибок. Осирис переживает состояние
духовной смерти, когда Зло в обличий Сета разрывает душу на части, но Мудрость
(Исида), соединяя все части, вновь дает душе состояние целостности и полноты
сознания. Тогда Наступает духовное просветление человека. Достигая этого
состояния, душа, словно легендарная птица феникс, возрождается из пепла, она
приобретает возвышенность, а человек приближается к Богу...
Таким образом, получается парадоксальная вещь: Нефтида — низшая природа,
материя — помогает божественной душе, окунувшись во тьму телесных искушений,
осознать себя, свою возвышенность, умереть в материн, отвергнув искушения, и
возродиться в своей высшей природе, природе духа. Нефтида — символ смерти, но
смерти не физической, а духовной (в том смысле, что низшие психические качества
человека отмирают и нарождаются высшие).
Под духовной смертью также подразумевается глобальное изменение в душе
живущего человека, его психика претерпевает переход от ощущения себя как
телесного создания с материальными потребностями к осознанию себя прежде всего
как бессмертного духа, все телесное и материальное при этом отходит на второй
план, становится зависимым от духа, а не наоборот.
Духовная смерть — это глобальное изменение системы ценностей, это
психическое перерождение человека, при котором главным для него становятся
потребности духа, а не плоти. (Самое интересное, что все материальные проблемы
человека начинают решаться будто бы сами собой. Небеса словно выписывают нам
премию за успешно проведенную работу.) Духовная смерть — тяжелейшая работа души.
Чтобы совершить ее, нам нужны и знания, и мудрость, и воля, и смирение.
Переживая данное состояние в своей душе, человек действительно ощущает, как
весь он вчерашний исчезает бесследно, так как отказывается от прежнего образа
мыслей, от прежней системы ценностей и приобретает другую. Это состояние, при
котором «Я» вчерашний умер и родился «Я» новый.
Сет — раб низшего «Я». Символичен его брак с Нефтидой. Она желает
удовольствий, он хочет власти. Стремление подавлять все, что препятствует
эгоистическим желаниям, агрессия, преступность замыслов и действий, отсутствие
разумности в поступках демонстрируют самое низменное состояние человеческой
жизни. Неукротимые страсти, вожделение, патологическое влечение к сексу делают
образ Сета наиболее отталкивающим. Жажда власти — вот самый страшный порок
человеческой натуры. Стремление к обильному, разнообразному сексу — тоже
проявление властности, желание обладать, подавлять, захватывать новые
пространства. Главная цель Сета — благосостояние и успех, поэтому нетерпимость
и распущенность для него норма. Неспособность удовлетворить свои желания
приводит к гневу и ненависти по отношению к той личности или ситуации, которая
считается препятствием.
Сет и жажда власти неразделимы. Сет живет в каждом из нас. Каждый раз,
когда гнев, обида, зависть вскипают в нас, мы становимся ближе к разрушительным
энергиям хаоса. Если мы будем упорствовать в своих негативных эмоциях, мы
провалимся в хаос и попадем в ад, и тогда уже только страдания смогут очистить
душу от ржавчины зарвавшегося Эго.
Миф наглядно демонстрирует двойственность нашего мира: есть Осирис и есть
Сет, иными словами, есть Бог и есть Дьявол. Точно так же в женской природе есть
Исида и есть Нефтида: мудрость духовной природы человека и тленность,
разрушительность его телесной, материальной природы.
Между двумя противоположностями человеческого существования идет
непрестанная борьба. Ее сложные перипетии показывают: сомнения должны
рассеяться, бессмертная душа человека сумеет пройти все испытания, царство
справедливости, царство Гора непременно придет. Человеку помогают все боги и
богини, его любит Вселенная, и она не даст ему погибнуть. На стороне Порядка и
справедливости вся гармония Мироздания: бог Тот — мудрым словом и знаниями,
Хатор — неукротимыми энергиями воинства, Маат — смиренным спокойствием и
упорядоченной законностью — все высшие силы отдают себя служению человечеству.
Неразумные дети Божьи не могут быть брошены на произвол судьбы, они должны
прислушаться к Отцу своему небесному. А для этого, как минимум, надо перестать
кричать самим.
Сокровенный смысл мифа тесно переплетается с идеями христианства. Как,
впрочем, и во всех религиях есть отзвуки египетской философии. Христиане чтят
Троицу: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Это Осирис, Гор и Непроявленный бог
— бог Ра. Сам Ра в облике Осириса проявляет себя в плотной материи земного
существования. Бог Осирис нисходит в самые грубые проявления материи, он
подвергает себя злу, чтобы везде, даже в самой низменной природе, посеять
|
|