|
современных комментаторов никогда не было ключа для оккультных исследований. Но
прежде чем сказать иное слово в защиту Платона и неоплатоников, следует
почтительно спросить ученого главу Бэлиол Колледжа, что он знает или может
знать об Эзотерическом каноне истолкования? Под термином «канон» здесь
подразумевается ключ, который передавался устно, «рот к уху», Учителем своему
ученику или Иерофантом кандидату на посвящение; так делалось в течение веков с
незапамятных времен, когда внутренние – не публичные – Мистерии были наиболее
священным установлением в каждой стране. Без такого ключа никакое правильное
истолкование ни «Диалогов» Платона, ни любого Священного Писания, начиная с
«Вед» до Гомера и от «Зенд-Авесты» до Книг Моисея, невозможно. Откуда же тогда
достопочтенный доктор Джовет узнал, что истолкования различных священных книг
народов, сделанные неоплатониками, представляют собою «абсурдности»? И опять –
где же он получил возможность изучать эти «истолкования»? История нам говорит,
что все такие труды были уничтожены отцами христианской Церкви и их
фанатиками-новообращенными, где только они им попадались. Сказать, что такие
люди, как Аммоний, гений и святой, чья ученость и святая жизнь принесла ему
титул Теодидакта («Богом-обученного»), или Плотин, Порфирий и Прокл были
«неспособны отличить мнения одного философа от другого или отличить серьезные
мысли Платона от его фантазии», значит поставить себя, как ученого, в нелепое
положение. Это равносильно утверждению, что а) десятки наиболее знаменитых
философов, величайших ученых и Мудрецов Греции и Римской империи были
тупоумными глупцами и б) что все другие комментаторы, любители греческой
Философии, некоторые из них – проницательнейшие умы нашего века, которые не
соглашаются с д-ром Джоветом, – также являются глупцами и ничуть не лучше тех,
кем они восхищаются. Покровительственный тон вышеприведенного абзаца говорит о
весьма наивном высокомерии, замечательном даже в нашем веке самопрославления и
клик 11] взаимовосхищения. Мы должны сравнить взгляды этого профессора со
взглядами некоторых других ученых.
Профессор Александр Вильдер из Нью-Йорка, один из лучших платоноведов
нашего времени, касаясь Аммония, основателя Школы Неоплатоников, говорит:
Его глубокая духовная интуиция, его обширная ученость, его знакомство с
отцами христианской Церкви, Пантеном, Климентом и Афенагором, и с наиболее
знающими философами того времени – все делало его наиболее пригодным для того
труда, который он так тщательно выполнил.13 Ему удалось привлечь к своим
воззрениям величайших ученых и общественных деятелей Римской империи, которые
мало были склонны тратить время на диалектические изощрения или суеверные
обряды. Результаты его деятельности до сих пор ощутимы во всех странах
христианского мира; каждая выдающаяся система доктрины теперь носит на себе
отпечатки его ваяющей руки. Каждая древняя философия имела своих приверженцев
среди наших современников; и даже Юдаизм... совершил в себе изменения,
подсказанные ему «Богом-обученным» александрийцем... Он был человеком редко
встречающейся учености и дарований, вел безупречную жизнь и был очень
привлекателен. Его почти сверхчеловеческий кругозор и многие превосходства
принесли ему титул Теодидакта, но он последовал скромному примеру Пифагора и
принял только титул Фи-лалетеянина или любителя истины.14
Это было бы счастьем для истины и факта, если наши современные ученые
так же скромно ступали бы по стопам своих великих предшественников. Но они – не
филалетеяне!
Кроме того, мы знаем, что:
Подобно Орфею, Пифагору, Конфуцию, Сократу и самому Иисусу15, Аммоний
его не изложил письменно16. Вместо этого он... передавал свои наиболее 12]
важные доктрины надлежащим образом, подготовленным и дисциплинированным лицам,
возлагая на них обязательство соблюдения тайны, как это делалось до него
Зороастром и Пифагором, а также в Мистериях. За исключением нескольких
трактатов, написанных его учениками, мы имеем только заявления его противников,
по которым можем удостовериться, чему он в самом деле учил17.
По-видимому, именно по этим пристрастным изложениям таких «противников»
ученый оксфордский переводчик Диалогов Платона пришел к заключению, что:
То, что было действительно великим и действительно характерным для него
(Платона), его усилие понять и связать абстракции, совсем не было понято ими
(неоплатониками) (?).
Он довольно презрительно выражается по поводу древних методов
интеллектуального анализа, что:
В нынешнее время ... древнего философа следует истолковывать с
собственной точки зрения и по современной истории мысли.18
Это равносильно высказыванию, что древнегреческий канон пропорций (если
его когда-либо найдут) и Афина Промахус работы Фидия в нынешнее время должны
рассматриваться с точки зрения современной истории архитектуры и скульптуры, по
Альберт Холлу и Мемориальному Монументу, и безобразным мадоннам в кринолинах,
разбросанным по прекрасной Италии. Проф. Джовет замечает, что «мистика не
критика». Нет: но также критика не всегда представляет собою беспристрастное и
здравое суждение.
La critique est ais?e, mais l'art est difficile.
И такого «искусства» нашему критику неоплатоников, несмотря на его
греческую ученость, не хватает от а до я. Также он, весьма очевидно, не
обладает ключом к истинному духу Мистицизма Пифагора и Платона, так как он даже
в «Тимее» отрицает элемент восточного Мистицизма и стремится доказать, что
греческая философия воздействовала на Восток, забывая, что истина как раз
заключалась в обратном, т. е. что «более глубокий и более пропитывающий дух
Ориентализма» – через Пифагора и его собственное посвящение в Мистерии – проник
|
|