|
окружающих Бомбей островах, также едва ли может выдержать критически анализ.
Элефанта и Сальсета под боком Бомбея (всего в двух и пяти милях) наполнены
древними
храмами индусов. Возможно ли предположить, чтобы брамины, более чем когда-либо
в
силе пред периодом, предшествовавшим мусульманскому нашествию, фанатики и
смертельные в ту эпоху враги буддистов, дозволили ненавистным им еретикам
строить
буддистские пагоды не только в своих владениях вообще, но в "Харипури" в
особенности,
на острове их священного "города пещерных храмов"? Не нужно быть ни
специалистом-
архитектором, ни великим археологом, чтобы с первого же взгляда убедиться в том,
что
храм Элефанты, например, есть работа циклопов, требующая столетий, а не годов.
В то
время как в Карли все выстроено и высечено по строго обдуманному плану, в
Элефанте
как бы тысячи разных рук, задаваясь каждая своим планом и следуя собственной
идее,
созидали каждая в свое время. Все три пещеры, например, выдолблены внутри
твердой
порфировой скалы: как средний большой, так и два боковые храма. Первый храм,
почти
квадратный (130 1/2 ф. длины и 130 ширины), имеет 26 толстейших колонн и 16
пилястр.
Некоторые колонны отстоят друг от друга на 12, другие на 16 футов, на 15 и три
вершка,
на 13 и два вершка и так далее. Такую же разницу мы находим в пьедесталах
колонн, где
каждая разнится украшениями и чистотой работы от другой. Так почему же,
спрашивается, не обратить внимания на объяснения браминов? Они говорят, что
храм был
задуман и начат сыновьями Панду, после "великой войны" Махабхараты, и что они
завещали всем верующим продолжать работу по своему усмотрению. Затем храм
строился
целые три века. Желающий искупить свои грехи приносил резец и работал; часто
многие
из членов царских фамилий и сами цари лично принимали участие в труде...<<49>>
Если
храм был мало-помалу заброшен, то это потому, что люди предыдущих и нынешнего
поколения сделались слишком недостойными посещать подобное святилище.
VII
Ярмарка была в самом разгаре, когда мы, окончив наши визиты в кельи, облазив
все ярусы
и осмотрев знаменитую "залу бойцов", спустились вниз не по лестницам, от
которых не
осталось и следа, а как спускаются ведра в колодцы - на веревках. До трех тысяч
народа
собралось из соседних сел и городов. Женщины, разукрашенные до пояса, в
блестящих
сари, с кольцами в ноздрях, ушах, губах и всюду, где только можно их прицепить,
с гладко
зачесанными назад блестящими от кокосового масла волосами, цвета воронова крыла,
с
синим оттенком, косы коих были украшены пурпуровыми цветами, посвященными Шиве
и Баване, женской половине бога. Перед храмом образовались ряды лавочек и
палаток,
где продавались все принадлежности обычных жертвоприношений: ладан,
ароматические
травы, сандаловое дерево, рис и гулаб, красная краска в порошке, которым они
мажут
идолов и затем собственные физиономии. Факиры, байраги, госсейны, весь штат
нищенствующей братии прохаживались в толпе; обвитые четками, с обмазанными
синеватою сажей лицами и телом, с их длинными, всклоченными волосами,
собранными
на макушке в чисто женский шиньон, они со своими бородатыми физиономиями
представляли пресмешное подобие голых обезьян. Некоторые из них, вследствие
самобичевания, были страшно изранены. Были тут и буни - змее-чародеи, с целыми
десятками кобр, фурзенов и змей вокруг пояса, шеи, рук и ног - модель,
достойная кисти
художника, желающего изобразить мужскую "фурию". Особенно отличался между ними
один джадугар (колдун), обвивший себе голову кобрами как чалмой; раздув
капюшоны и
подняв свои зеленые, листообразные головы, кобры безостановочно шипели -
шипением,
напоминающим тяжелое дыхание умирающего; оно слышно за сто шагов. Быстро
|
|