|
может быть отнесен к эпохе за 200 лет до Р. Х., так как надпись, разобранная
Принсепом
на колонне Силастамбы,<<43>> гласит, что колонна льва есть жертвоприношение
храму
от Аджмитры Указа, сына Сахы Равизобхоти, а другая надпись указывает на
посещение
храма Датхамой Харой (он же и Даттагамини) царем цейлонским на 20 году его
царствования, то есть 163 года до нашей эры. Д-р Стивенсон,<<44>> почему-то в
этом
случае настаивает на 70 годах до Р. Х., уверяя, будто Карлен (Карли) построен
императором Девобхути, под надзором Ксенократа (Дханукaкатa). Но как могло бы
это
быть ввиду предыдущей и, как доказано, совершенно подлинной надписи? Даже
Фергюсон, этот известный защитник египетских древностей и враг древностей Индии,
положительно доказывает, что Карли принадлежит к постройкам III века до Р. Х.,
добавляя при том, что "расположение отдельных частей архитектуры его совершенно
тождественно с архитектурой хоров готического круглого или со многоугольными
апсидами собора".
Над главным храмом еще два выдолбленные в скале яруса; в каждом из них открытая
во
всю ширину галерея с толстыми резными колоннами, а из галереи идут внутрь горы
большие залы-кельи и внезапно оканчивающиеся по-видимому глухою стеной коридоры,
иногда очень длинные, но теперь бесполезные. Сторожа и хранители святилища либо
сами утратили тайну входов, ведущих далее, либо ревниво скрывают ее от
европейцев.
Кроме главной, есть множество меньших вихар, или храмов-монастырей, еще древнее
первой, как полагают археологи, рассеянных по склону горы; но какому именно
веку или
эпохе принадлежат они, о том не знает никто, кроме немногих браминов, да и те
молчат.
Вообще говоря, положение археологов в Индии весьма грустное: массы народа,
погруженные в невежество, не могут, конечно, оказать им какой-либо помощи, а
ученые
брамины, посвященные во все тайны потаенных библиотек в пагодах, молчат и
стараются
всеми силами препятствовать разысканиям археологов. Да и трудно и даже
несправедливо
было бы обвинять в этом браминов после всего случившегося. Горький опыт в
продолжение долгих столетий научил их, что их единственное спасение - в
осторожности
и недоверчивости, иначе и национальная история и драгоценнейшие их святыни
давно
пропали бы бесследно. Политические перевороты, мусульманские нашествия, столько
веков терзавшие Индию и потрясшие эту страну до самого основания,
всеразрушающий
фанатизм мусульманских вандалов, католические падре, пускающиеся на всякие
хитрости, лишь бы завладеть рукописями, а затем уничтожить их, все это более
чем
оправдывает браминов. Несмотря, однако же, на вековые разрушения, до сих пор в
разных
местах Индии имеются обширные библиотеки, доступ куда пролил бы яркий свет не
только на древнюю историю самой страны, но и на самые темные гипотезы всемирной
истории. Некоторые из этих наполненных драгоценными рукописями библиотек
находятся во владении туземных принцев и подвластных им пагод; но бoльшая часть
в
руках джайнов (самой древней секты) и такуров Раджпутаны,<<45>> старинные,
наследственные замки которых разбросаны по всему Раджастхану, как орлиные
гнезда, на
вершинах скал. Знаменитые коллекции в Джайсалмере и Патане известны, но
недоступны
правительству. Рукописи написаны на древнем и давно забытом языке, понятном
лишь
великому первосвященнику и его посвященным библиотекарям. Один толстый фолиант
считается до того священным и неприкосновенным, что он повешен на тяжелой
золотой
цепи среди храма Чинтамуна в Джайсалмере (столице Раджпутанской пустыни) и
снимается только для обчистки и нового переплета с каждым восшествием нового
понтифа. Это сочинение известного в истории Сомадитьи Суру Ачарьи, великого
первосвященника до мусульманского нашествия. Мантия его сохраняется до сих пор
в
храме и в нее облачается при посвящении каждый новый первосвященник. Тод,
живший
столько лет в Индии и приобретший любовь народа и браминов, какой ни один
|
|