|
в в окрестностях Рима: Копая землю, они всегда находили
старинные монеты, агаты, празеры, сердолики, камеи... Мне попался в руки
камень, это была камея: на ней был вырезан Геркулес, который вяжет
трехзевого Цербера. Он был такой красоты и так великолепно сделан, что
нашему великому Микеланджело пришлось сказать, что он никогда не видел
ничего изумительнее. Камея, так восхитившая Микеланджело, экспонируется
сейчас в Эрмитаже.
Спрос на античные камеи был огромен. Коллекционеры платили бешеные
деньги, порой целые состояния за понравившиеся резные камни. Обладание
камеями, печатями, и даже оттисками с них, становится престижным и модным.
Мода эта, то угасая, то возобновляясь, держится в Европе с ХIII по ХIХ
век. Всплеск такой моды зарегистрирован, например, Ф. Ф. Вигелем, иронично
и тонко подметившим это явление в начале царствования российского
императора Александра I. После расхищения гардемебля, по увезении
эмигрантами всех легковесных драгоценностей,- кажется, во Франции не
оставалось ни одного камешка,- фортуны раздробились, сравнялись, новая
мода, которую война и торговля потом так быстро создали, не успела еще
составиться,- и женщины, вместо алмазов, принуждены были украшаться
камеями и мозаиками, их мужьями и родственниками награбленными в Италии.
Нам и тут надобно было подражать; бриллианты, коими наши дамы были так
богаты, все попрятаны и предоставлены для ношения купчихам. За неимоверную
цену стали доставать резные камни, оправлять золотом и вставлять в
браслеты и ожерелья. Это было гораздо античнее .
Интальо, камея, гемма... От слова гемма произошло и название науки о
цветных камнях - геммология. И хотя геммология зародилась в те времена,
когда человек впервые начал использовать камень не только для практических
целей, но и для украшения, сам этот термин стал употребляться только в ХХ
веке. По мере совершенствования геммологической науки, разработки новых
видов огранки, облагораживания и окраски камней, а также синтеза и
имитации, т. е. по мере накопления знаний, накапливались и суеверия,
связанные с камнем. Ведь человек, будь то древний грек или современный
европеец, хочет иметь не просто красивую вещь, но - амулет, талисман,
нечто таинственное, могущественное. В магической силе своих перстней
уверяли окружающих, а может быть, и сами верили, английский король Иоанн
Безземельный, русский царь Иван Грозный, шотландская королева Мария
Стюарт, писатели и поэты Вальтер Скотт, Франсуа Рабле, Оскар Уайльд, Оноре
де Бальзак, Александр Пушкин. Из Лапидариев 1 Марбода Реннского (ХI век).
И никому не должно ненадежным и ложным казаться,
Что заключается в геммах чудесно врожденная сила.
Травам великая сила дана, величайшая - геммам.
(Перевод Ю. Шульца).
Может ли поэт пройти мимо необычности, мимо таинства, созданного
Природой и Мастером в виде перстня? Особенно, если в него вставлена
прекрасная, неповторимая, подмигивающая Времени гемма? Никогда!
Посмотрим, что пишет о перстне господина де Бальзака его биограф
Андре Моруа: Ученый-ориенталист, барон Иосиф фон Хаммер-Пуршталь подарил
Бальзаку драгоценный талисман - перстень-печатку Бедук и сказал при этом:
В один прекрасный день вы оцените значение скромного дара, который я вам
вручаю. Семя упало на благодатную почву. Вскоре Бальзак уже всем
рассказывал, сам этому веря, что его замечательный перстень некогда
принадлежал пророку Магомету, что он был похищен англичанами у Великого
Могола, который предлагал в обмен на него груды золота и алмазов. Бедук
восходит прямехонько к Адаму. Бедук может сделать человека невидимкой.
Бедук приносит счастье в любви. Бедук исцеляет от всевозможных недугов.
Еще одна таинственная сила прибавилась к тем, которыми (как, не без
основания, считал Бальзак) он был наделен. Барон фон Хаммер, намекая на
гигантский труд своего гостя и на множество созданных им героинь, сравнил
писателя с Гераклом, который в одну ночь лишает невинности пятьдесят
девственниц. Перстень был очень кстати: ведь господин де Бальзак озабочен,
как нынче говорят, сексуально и финансово (неприятности с бесчисленными
любовницами и необходимость постоянно скрываться от кредиторов) - все эти
проблемы мог разрешить замечательный Бедук. Что же касается творческой
потенции,-в ней Оноре де Бальзак никогда не сомневался. И тут он был
прав...
Перстни, пряжки, заколки, ножны, рукоятки мечей - они становятся все
изысканнее, украшаются редкими и дорогими камнями. Такие вещи широко
известны, популярны и, естественно, легко узнаваемы.
Юлий Цезарь, преследуя Помпея, поплыл в Египет. Однако встретиться со
своим врагом ему не довелось. Египтяне, не желая ссориться с
могущественным римским полководцем, убили Помпея и преподнесли Цезарю
голову и перстень беглеца. Вот свидетельство историка Диона Кассия: В Риме
не сразу поверили в победу Цезаря, но когда увидели перстень Помпея,
присланный из Египта, то сразу предали память погибшего поруганию, Цезаря
безоговорочно признали своим повелителем .
Подобные ситуации неоднократно повторялись в жизни и нашли свое
отражение в мировой литературе. Уильям Шекспир, трагедия Тит Андроник.
Персонажи обнаруживают обезображенный труп:
Квинт: Но в темноте как ты узнал его?
Марций: На пальце окровавленном надет,
Бесценный перстень яму освещает;
Подобно факелу в гробнице, он
Землистые ланиты мертвеца
И недра взрытой ямы озаряет.
В Генрихе VIII есть сцена, когда архиепископ Кранмер освобождается от
тюрьмы, показав своим противникам пер
|
|