|
единому мнению:
чтобы семя твоих слов не дало ростков на земле нашей, предать тебя смерти
.
И язычники, не пожелавшие променять свою веру на христианство,
умертвили апостола. Согласно древнему обычаю абазги надели погребальные
украшения из черного гагата. Так издавна племена Кавказа отмечали чью-либо
смерть. В предгорьях кавказских гор во множестве находились тогда
месторождения гагата, и местные племена широко использовали этот мягкий,
податливый материал глубокого черного цвета для различных атрибутов
ритуального назначения. Что же такое гагат? Строго говоря, это не минерал,
а разновидность ископаемых углей плотного однородного строения блестящего
черного цвета. Гагат - нечто среднее между каменным и бурым углем,
субстанция чрезвычайно богатая битумом и потому очень вязкая. Гагат, в
отличие от угля, не хрупок, а в пластинах даже обладает небольшой
гибкостью. Твердость - 3- 4; прекрасно обрабатывается и полируется.
Слово гагат, по версии Плиния, происходит от названия города или реки
Гагас в древней Лукии (Малая Азия), по другой версии - от греческого
черный янтарь, но вообще гагату не повезло с названием. В литературе можно
встретить выражение черные агатовые глаза. Увы, авторы столь образных
сравнений недостаточно образованны геологически. Гагат и агат - совершенно
разные по всем параметрам материалы, и, если приведенное сравнение
понимать буквально, нужно представить себе радужную оболочку глаза,
состоящую из множества концентрических кругов, характерных для агата.
Объяснение такой литературно-геологической накладки дает в одной из
своих работ известный геолог и писатель Спартак Ахметов: Однако почему
Руставели синонимом смольно-черного цвета сделал агат?.. Известно, что
Шота Руставели был государственным казначеем царицы Тамары, а потому не
мог не разбираться в драгоценных камнях. Он использовал эти знания для
построения блистательных метафорических рядов. Самоцветы органически
вплетены у него в ткань повествования .
Как же мог ошибиться великий поэт и знаток драгоценностей? Здесь
Руставели не виноват. Подмену терминов допустил переводчик - прекрасный
поэт Н. Заболоцкий. В оригинале вместо агата употреблено слово гишер,
которое на Кавказе издавна служит синонимом гагата (от армянского гишер -
ночь)...
В поэме Витязь в тигровой шкуре гагат упомянут 30 раз. С бархатистой
чернотой камня поэт сравнивает глаза, ресницы, косы, зрачки и брови
героев. Ни разу гагат не выступает в качестве собственно камня, видимо,
из-за его дешевизны .
Интересно, что первые тени для глаз у античных модниц наводились
измельченным гагатом.
Гагат как поделочный камень известен со времен неолита - на стоянках
людей каменного века найдены обработанные кусочки. В более поздние времена
гагат - распространенный материал для мелкой бытовой пластики. В Древнем
Египте, например, из гагата делали зеркала, туалетные принадлежности,
шкатулки, письменные приборы. В Древнем Риме гагат известен с момента
захвата римлянами Британии. Древние бритты находили его на Иоркширском
побережье Северного моря. Гагат обрабатывали и широко использовали в
декоративных целях, в основном в похоронных и поминальных ювелирных
изделиях. Позднее из гагата стали вырезать иконы, перстни, крестики,
печати. До сих пор большим спросом и на Востоке, и в Западной Европе
пользуются гагатовые четки. Податливый материал позволяет делать их самыми
разными: круглыми и овальными, причудливой формы, как окатанная морская
галька. Бывают четки в виде человеческих черепов, инкрустированные
перламутром или благовонным деревом. Количество бусин на нитке должно быть
равно ста восьми. Эта магическая цифра индуизма, связанная с верой в
Тримурти (триединость божества), получается от умножения: 1х2х2х3х3х3.
Вот, что рассказывает о четках писатель-востоковед Еремей Парнов: Что же
касается четок, то их придумали для подсчета молитв буддийские монахи. От
них четки перешли к мусульманам, и лишь потом мавры занесли их в Европу.
Пандиты (ученые, богословы), состоявшие на службе геодезического
бюро, прикрывавшего Интеллидженс сервис (английская разведка), отправляясь
на разведку гималайских дорог, как и положено, брали с собой четки и
молитвенную мельничку. Но вместо мантр (текстов молитв) в цилиндрах лежали
кроки и компас, а четки насчитывали не 108, а лишь 100 зерен, чтобы легко
было подсчитывать пройденные шаги .
Возвратившиеся в метрополию исследователи
|
|