|
великим венецианцем, из Нишапурского
месторождения (это на территории современного Ирана). Нишапурскую бирюзу
продавали на рынках Мешхеда, Самарканда, Тегерана -как раз по пути Марко
Поло.
Распространение бирюзы по торговым путям евразийского и обоих
американских континентов позволяет проследить стойкие экономические и
культурные связи, материальные и интеллектуальные обмены между племенами,
народами, государствами. Соответственно, расходятся по миру и суеверия,
связанные с этим голубым камнем.
Древнейшую на земле бирюзу добывали, вероятно, в копях Синайского
полуострова. На руке египетской мумии, погребенной более 3 тысяч лет до н.
э., обнаружены браслеты с бирюзой. Фигурки священных соколов, браслеты,
ножны из золота и серебра, различные нагрудные и головные украшения,
изобилующие голубым камнем,- вот содержимое многих гробниц Древнего
Египта. Культовые памятники и шедевры искусств украшены бирюзой Синая. Вот
что говорит об этом месторождении А. Е. Ферсман: Здесь, в красных
нубийских песчаниках, в области, богатой медными рудами, найдена первая
бирюза, здесь впервые в изделиях Египта, в его голубых скарабеях-жуках
начался культ этого камня, за которым посылались тысячи пленных рабов в
безводные пустыни Синая .
Культ камня... Лучше и не скажешь о широком распространении изделий
из бирюзы, а также суеверий, связанных с ней. Согласно поверьям персов,
бирюза - это кости людей, умерших от любви. Бирюзу чаще всего обрабатывали
в виде кабошонов. Персы считали, что обработанная так бирюза, или, по их
словам, имеющая форму женской груди,- помощник во всех любовных делах.
Носящий бирюзу будет долго жить в благоденствии и никогда не увидит дурных
снов. Она гарантирует симпатию и приязнь, примиряет поссорившихся
супругов.
Академик А. Е. Ферсман справедливо указывал: Нет ни одного камня,
который играл бы большую роль в человеческих суевериях и лечебном деле,
чем персидская бирюза .
В старинном лечебнике, со ссылкой на Аристотеля, сказано: ...носящий
бирюзу веселость находит. Еще кто тот камень при себе носит, не может быть
убит. А когда разотрут и изопьют, помогает от окормов змеиных и от иных
многих пакостей, уздравливает и болезнь из почек и из пузыря выводит .
Преклонение древних перед бирюзой приписывало голубому камню
способность ощущать самочувствие владельца и реагировать на него. Вот что
говорил мнительный и суеверный царь Иван Грозный английскому
путешественнику Горсею: Посмотрите на этот чудесный коралл и на эту
бирюзу, возьмите их, они сохраняют природную яркость своего цвета!
Положите их теперь ко мне на руку; я заражен болезнью, смотрите, как они
тускнеют; это - предвещание моей смерти. Этому мрачному ощущению можно
дать объяснение. Тело больного царя было обильно умащено различными
снадобьями, ароматическими и жирными мазями. В спертой удушливой атмосфере
сводчатых царских палат бирюза и коралл впитали в себя эти вещества.
В старинных руководствах по магии и оккультизму всерьез рассматривали
изменения цвета камня в зависимости от самочувствия, настроения, желаний
человека. Камень-бирюза бледнеет, если сердечное расположение подарившего
уменьшится (из Магии Китибюса). Бирюза предохраняет от падения с лошади.
При падении с высокого места человек не причинит себе никакого вреда, но
камень разлетится вдребезги (из Магии Кардана). Толченая бирюза входила во
многие рецепты глазных мазей.
Особой популярностью у средневековых алхимиков и лекарей пользовалась
так называемая костяная бирюза, или одонтолит. Бывали случаи, когда
окаменевшие части скелетов мамонтов (кости, зубы, бивни) насыщались или
замещались солями меди и железа, находящимися в поверхностных водах. Такую
кость нагревали и получали небесно-голубой или зеленый поделочный
материал, по цвету весьма сходный с натуральной бирюзой. Называлась она
бирюзовый зуб. Однако под микроскопом отчетливо видна характерная для
кости ячеистая структура. И, хотя одонтолит не является камнем в строгом
понимании этого слова (это скорее окаменелость), тем не менее и ему в
алхимическом реестре талисманов нашлось достойное место.
Неизвестный подражатель Марбода Реннского оставил, например, такие
стихи:
Если камень одонт у охотника будет с собою,
Если иль вор, иль грабитель иметь при себе его будут,-
Им он поможет в делах, пусть совсем лишены благочестья
Эти дела, и не будет виновен творящий такое
Бог и камней, и природы, который ничто без причины
Не созидает в вещах и кого все деянья подвластны
Непреходящему вечно закону числа и значения.
Однако, следует отметить, что во все века существовали люди,
скептически воспринимавшие магические рекомендации вообще и медицинские в
частности. Дошла до наших дней эпиграмма римлянина Лукиллия (I век н. э.):
К каменной статуе Зевса намедни врач Марк прикоснулся;
Зевс, хоть и камень, а все ж,- нынче выносят его.
Распространена бирюза довольно широко. Кроме упоминавших
|
|