|
нелепицы,
которые сопровождают алмаз с первых же упоминаний в литературе. Тот же
Плиний предлагает наивно-бессмысленные рекомендации - чтобы все же
расколоть неодолимый алмаз, следует вымочить камень в теплой крови
козленка, которого перед тем шесть недель кормили петрушкой и поили вином.
Этот гастро-геологический рецепт Плиния просуществовал более двух
тысячелетий. В Санкт-Петербургском издании книги Практическая магия (1912
г.) приводится впечатляющий перечень свойств алмаза: Желающие иметь
перевес над врагами, должны носить алмаз, который до того блестящ и
крепок, что его можно разбить, только смочив кровью козла. Если его
привязать к левому боку, он замечательно действует против врагов,
сохраняет разум, приводит в бегство диких зверей,
отвращает дурные замыслы желающих убить или причинить какое-нибудь
зло, прекращает и благополучно оканчивает разногласия и процессы. Сверх
того, алмаз очень хорош от отравы и против блуждающих духов .
Заглянем во времена Ренессанса. Колониальная политика и почти
узаконенное пиратство принесли Британии несметные сокровища. При
королевском казначействе учреждена даже специальная должность -хранителя
алмазов. Изобилие драгоценностей, их блеск, сияние, дороговизна - все это
создает новые тайны, поверья, убеждения, что камень влияет на здоровье
человека, его судьбу.
Перелистаем Шекспира:
...алмаз,
Дарящий целомудрие влюбленным...
...свезите ей бриллиант - залог любви...
Итак, во времена Шекспира алмаз -камень, символизирующий любовь. В
пьесе Макбет Дункан через Банко передает леди Макбет алмаз. В Бесплодных
усилиях любви французская принцесса Маргарита, становясь английской
королевой, приносит алмазный дар не человеку, а морю, омывающему берега ее
новой родины:
Когда же стали застилать туманы
Твой край от взоров пристальных моих,
Сняла я драгоценный медальон -
Оправленное в бриллианты сердце -
И в сторону Британии метнула...
А в России? Из Теофиля Готье, Путешествие в Россию: Икона
Владимирской Богоматери, по преданию, написанная рукой святого Луки,-
образ, который русские считают своим защитником, перед которым некогда
якобы отступили дикие орды Тимура,- украшена бриллиантом, который стоит
более ста тысяч франков... Отсвет иконы-охранительницы, безусловно,
ложится и на украшающий ее бриллиант, и понятно, почему и на Руси алмаз
становится главным талисманом - хранителем жизни, власти, имущества.
Весьма вероятно, что столь необыкновенные свойства приписывали алмазу
и из-за его названия. Слово алмаз происходит от арабского ал-мас, что
означает твердейший, либо от греческого адамас - несокрушимый, неодолимый.
Как видим, само название камня несет в себе некую магическую всесильность.
Редкость камня, его исключительная твердость и яркое название - вот
составляющие заблуждений Плиния. Современники великого римлянина высоко
ценили культуру драгоценного и цветного камня, умели его обрабатывать и
использовать, но... Алмаз как объект обработки долго сопротивлялся
камнерезам. В лучшем случае удавалось отполировать минерал по естественным
граням. Отдавая должное редкости и твердости алмаза, древние римляне тем
не менее не увидели великолепного сияния короля камней. Примитивная
технология, к тому же сдерживаемая обилием суеверий, была еще не в силах
огранить алмаз. А ведь красота этого камня проявляется лишь тогда, когда
рука человека придаст ему совершенную, законченную, изумительную по
красоте форму - превратит в бриллиант. Только бриллиант в полной мере
выявляет сильный блеск камня, замечательное лучепреломление и великолепное
сияние. Но, пока не были найдены методы и способы обработки алмаза, этот
минерал занимал в ряду популярных самоцветов далеко не первое место.
Древние персы, например, при составлении прейскурантов помещали его вслед
за жемчугом, рубином, изумрудом и хризолитом. Понадобились поколения
ювелиров и камнерезов, сотни лет и десятки тысяч проб, попыток, наблюдений
и поисков, чтобы научиться гранить алмаз.
Первым это сделал придворный ювелир герцога Бургундии Карла Смелого.
Звали умельца Луи де Беркем. Задиристый герцог вел непрерывные войны со
своими соседями. Впервые увидев ярчайший блеск бриллианта, Карл немедленно
повелел украсить им свое боевое одеяние, решив, что блеск камня ослепит и,
следовательно, испугает врагов. Так бриллиантам было суждено появиться на
шлеме и латах воинственного герцога. Тут же родилось и суеверие - алмаз
приносит победу в битве. Ему была уготована долгая жизнь; гораздо более
долгая, нежели жизнь самих алмазов и их обладателей. В непрерывных войнах,
жарких схватках алмазы терялись, их раскалывали удары мечей и копий,
втаптывали в пыль копыта боевых коней, они попадали в могилы с латами
рыцарей. Как минимум два из изготовленных Луи де Беркемом бриллиантов
сохранились до наших дней. Оба принадлежали все тому же Карлу
Бургундскому. Первый, получивший впоследствии название Австрийский желтый,
или Тосканец, или Флорентиец,- был утерян Карлом Смелым в битве при
Грансоне (1476 год). Затем, как видно из названий камня, начались его
путешествия по сокровищницам Европы. Швейцария, затем Италия (Милан, Рим,
Флоренция, Тоскана) и, наконец, камень попадает в имперскую коллекцию
Австрийского королевского дома. Во время этих странствий Тосканец едв
|
|