|
тов.
Друзья Пушкина, члены литературного кружка Зеленая лампа, чтобы
подчеркнуть свое братство, заказали ювелиру специальные перстни. В
металлическую оправу сообразно вкусам владельцев были вставлены камни.
Резьба на каменных вставках у всех была одинакова: изображение античного
светильника.
Великий поэт вообще очень увлекался перстнями и камнями, хотя и
сознавал, что:
От недуга, от могилы,
В бурю, в грозный ураган,
Головы твоей, мой милый,
Не спасет мой талисман.
Свой перстень умирающий Пушкин отдал другу, врачу и писателю В. И.
Далю. Это кольцо с изумрудом хранится в Санкт-Петербурге, в музее Пушкина.
Широко известен также перстень поэта Дмитрия Веневитинова. Чугунное
бесхитростное кольцо было найдено в 1706 году во время раскопок
засыпанного вулканическим пеплом римского города Геркуланума. Владелицей
перстня стала княгиня Зинаида Волконская. Очаровательная женщина и
блистательная актриса, княгиня подарила его безнадежно влюбленному в нее
поэту как залог сострадания, но не любви. Безвременная таинственная смерть
Веневитинова до сих пор остается загадкой для исследователей.
А в стихотворении Веневитинова К моему перстню есть такие строки:
Ты был открыт в могиле пыльной,
Любви глашатай вековой,
И снова пыли ты могильной
Завещан будешь, перстень мой.
Сейчас перстень Веневитинова находится в фондах Литературного музея в
Москве.
Геммы, перстни, граненые и неграненые камни, находящиеся в музеях и
коллекциях, на стендах и полках, в кольцах модниц, на митрах и одеждах
священников... Как много могли бы они рассказать о путях творцов,
художников, ремесленников, ювелиров!
Желание человека украшать себя появилось раньше, чем необходимость
одеваться. Археология свидетельствует - уже на рисунках эпохи неолита
изображены обнаженные женщины с длинными ожерельями и нагрудными
подвесками (нечто вроде современных кулонов). Первые украшения были
сделаны из листьев, корешков, перьев, ракушек и очень редко - из камней.
По мере развития ремесел человек искал новые технологии и новые
материалы. Так родилось, наряду с другими, ювелирное дело. В античные
времена это уже было занятие, имевшее своего покровителя - Гефеста
(Вулкана). Какой удивительный парадокс - первый перстень выковал Прометей,
а богом златоделия и ювелирного ремесла определили Гефеста, приковавшего
титана к скале!
Ювелирное дело, кроме механической обработки металлов, включает в
себя и такие технологии и процессы, как: литье, чеканка, ковка, пайка,
гравировка, чернение, травление. И обработка камня -распиловка, шлифовка,
полировка, сверление, галтовка, огранка и т. д. Обилие технологий
вынуждает ювелиров объединяться в цеха, создавать свои школы, в которых
секреты мастерства передавались по наследству.
Ювелирное дело во все века и у всех народов шло в ногу с другими
видами искусства, с модой и стилем. Оно прошло те же этапы, что и
живопись, скульптура, мебельное дело. В музеях мира можно увидеть
украшения в разных стилях: рококо, ампир, бидермейер, модерн. Но чаще
всего ювелирное искусство обращалось к национальным мотивам. Благодаря
этой приверженности, прославилась фирма Фаберже. Имя это, как говорится,
на слуху. Несколько лет назад состоялась выставка вызывающих всеобщее
восхищение пасхальных яиц работы Густава и Петера Карла Фаберже. По ТВ
показали одно из таких яиц, проданное на аукционе Сотсби за 2 млн. фунтов
стерлингов.
Тем не менее ни одна фирма, мастерская, мастер не смогут выжить, если
будут создавать только дорогостоящие и трудоемкие шедевры. Приходится
выпускать и массовую продукцию. Этим занимались и Бернардо Буонталенти из
Флоренции, и братья Динглингеры из Дрездена, и Самуэль Клемм из Фрайберга.
И сейчас такие всемирно известные фирмы, как Картье, Тиффани, Джилиан
Паккард, Нина Риччи, Шанель, Девид Морис, вынуждены в больших количествах
тиражировать свои изделия. Всякий раз перед выпуском на рынок партии новой
продукции приходится придумывать, изобретать, изощряться, творить, чтобы
привлечь покупателя.
Два десятилетия назад по Соединенным Штатам прокатилась громкая
рекламная кампания: известная ювелирная фирма Кутран извещала
потенциальных покупателей о создании чудесных колец со вставками из
натуральных камней, которые изменяли цвет в зависимости от настроения
владельца. Рекламные проспекты сообщали - если человек, на пальце которого
красуется фирменное кольцо, чем-то взволнован, камень сияет фиолетовым
цветом, спокоен человек - и камень налит успокоительной зеленью, а при
угнетенном состоянии и страхе - камень чернеет. И впрямь, мистика
какая-то!
Ларчик таинственности открывает не потусторонняя сила, а теплофизика.
Дело в том, что у всех людей, особенно легковозбудимых, нервных,
чувствительных весьма ощутимы температурные колебания в зависимости от
эмоционального состояния. Они невелики - в пределах полутора-двух
градусов. Но этого достаточно, чтобы
|
|