|
дметами, мы зовем ее желанием, но
когда та же сила начинает исходить из самого человека, слагаясь из содержания
его внутреннего опыта, руководимого разумом, тогда мы даем ей название воли.
Таким образом, желание и воля лишь два полюса одной и той же силы.
Пока человек во власти низшего полюса, его заставляют действовать внешние
предметы, он в зависимости от них, он не свободен.
Когда же он начинает действовать сознательно, выбирая не то, что наиболее
привлекательно, а то, что наиболее ценно для его цели, тогда он выходит из
круга зависимости, он становится господином своих поступков и сам начинает
творить свою судьбу.
Пока воля у человека еще не развита, до тех пор он в рабстве у предопределения,
он обречен двигаться роковым образом по "равнодействующей" своей собственной
Кармы*. Но рабство человека кончается с развитием сознательной воли, ибо воля
его может вводить во всякое время новые величины в "уравнение" его жизни. Пока
воля направляется непросветлённым разумом, до тех пор и целями ее бывают
явления временные, но когда разум, проникая все глубже в суть явлений, познает,
что временные явления даются нам только как средства для достижения вечного,
тогда просветленная разумом воля поведет человека к осуществлению истины и —
освободит его. Таким образом, все столь различные решения трудной проблемы о
свободе воли и о предопределении — верны, каждое на своем месте. Неизбежная
судьба держит в рабстве всех, кто не проявляет сознательной воли; относительная
свобода существует для того, кто развил свою волю до известной степени, и
наконец полная свобода — для того, кто познал истину и развил свою волю до
совершенства.
______________________
* Человеческая судьба представляет собой как бы равнодействующую всех сил,
которые человек создавал в прошлом и которые он творит в настоящем. Если
человек не проявит сознательной воли, его жизнь пойдет неизбежно по этой
равнодействующей.
Теперь у нас начинает намечаться путь к той внутренней свободе, которая сделает
человека независимым от "Цепей Кармы".
"Познание истины" с точки зрения восточной Мудрости есть сознание
божественности человеческой природы и единства всей проявленной Жизни,
выражающей собой Жизнь Бога. Воля Бога выражена в законе Кармы. Цель
человеческой эволюции — полное осуществление божественных свойств человека,
которое его приведет к отождествлению его воли с волей Бога. Когда человек
осуществит это единение в себе, час его спасения пробьет. Таков конечный смысл
учений всех великих Учителей человечества. Следовательно, в познании истины и в
развитии воли, скрывается та сила, которая может освободить человека из-под
власти Кармы.
Знание незыблемости законов, управляющих вселенной, вызывает потребность
согласовывать нашу собственную деятельность с этими законами, иначе — с Волей
Бога. Вместе с тем, возникает сознание, что деятельность необходима, но
деятельность, ведущая не к разобщению, а к единству. Такая деятельность
несовместима с эгоизмом. Эгоизм был необходим, пока мы жили в темноте и не
знали смысла жизни, но со временем он становится злом, препятствием к развитию
нашей божественной сути. Следовательно, деятельность наша должна быть
бескорыстна, без эгоизма и без влечения к ее плодам, бескорыстие это требуется
от человека, желающего освободить себя, сжечь свою Карму, не как требование
морали, а как необходимость, неизбежная и доказанная.
Но как соединить самоотречение и отсутствие желаний с деятельностью,
необходимой для роста?
К достижению этой цели ведут два пути, "две стези", как выражаются индусские
мистики: стезя "Мудрости" для меньшинства, и стезя "Религиозного Чувства" для
всех остальных. На первой стезе Мудрец достигает самоотречения, уничтожая свой
эгоизм глубоким проникновением в смысл жизни; на второй стезе то же
самоотречение достигается благодаря любви к олицетворённому Идеалу, в котором
уже проявилась вся красота божественной природы Богочеловека. Оба пути приводят
одинаково к цели.
Самоотверженная деятельность без мысли о себе вызывает внутренний рост человека,
бескорыстие очищает его сердце: таким образом осуществляется двойное условие
праведной жизни деятельность и отсутствие желаний, которое казалось
несовместимым.
Бескорыстная деятельность, заменяя наши личные интересы интересами общего,
приведет нас постепенно к отождествлению нашего я со всеми, и — к освобождению.
Великую помощь на том и другам пути оказывает верное понимание зак
|
|