|
Анни Безант
АВАТАРЫ
Четыре лекции, прочитанные на встрече по случаю 24-й годовщины
Теософического Общества в Адьяре, Мадрас.
(1899)
Первая лекция
ЧТО ТАКОЕ АВАТАРА
Братья! Каждый раз, когда мы собираемся здесь, чтобы обсудить истины, лежащие в
основе всех религий, я не могу не ощущать, насколько обширен предмет и
насколько мал
толкующий его, насколько широк горизонт, открывающийся перед нашей мыслью, и
как
узки слова, при помощи которых его простирают перед вами. Год за годом мы
встречаемся, раз за разом стараемся вникнуть в эти великие тайны жизни, тайны Я,
составляющие единственный предмет, действительно достойный глубокого
размышления
человека. Все прочее мимолетно, все прочее преходяще, все прочее - лишь игрушка
на
время. Известность и власть, богатство и наука - все, принадлежащее этому
низшему
миру - ничто перед величием Вечного Я во вселенной и человеке, единого во всех
его
множественных проявлениях, удивительного и прекрасного во всякой развиваемой им
форме. И из всех проявлений Высшего в этом году мы решились заняться изучением
святейшего из святейших, теми проявлениями Бога в мире, в которых он
демонстрирует
божественность, приходя на помощь созданному им миру. В этой форме, которая
подобно
тонкой пленке, лишь едва скрывает божественность от наших глаз, он сияет в
самой своей
сути. Как же мы тогда отважимся подойти к изучению этого, как не с глубочайшим
почтением и величайшей скромностью! Ведь если даже для изучения самих трудов
его
требуется терпение, почтение и скромность сердца, то что же понадобится для
изучения
того, кого они открывают нам его лишь частично, для понимания, что же
подразумевается
под аватарой, каковы смысл и назначение такого откровения?
Наш президент* верно сказал, что во всех религиях мира существует вера в
подобные
проявления, и что древнее высказывание о том, что истина подобна пробе на
серебре,
показывающей чистоту металла, верно и здесь. Во что бы ни верили всегда и
повсеместно,
это является реальностью. Религии спорят о многих деталях, но где человеческое
сердце и
голос единогласны, там - проба истины, знак духовной реальности. В этом вопросе,
однако, мы встречаемся с серьезным затруднением - и вы, как слушатели, и я, как
оратор.
В наши времена во всякой религии истина содержится не в полной своей мере, и
один
лишь интеллект не может схватить множественные аспекты единой истины. Потому у
нас
возникают одна школа за другой, одна философия за другой, и каждая из них
указывает
какой-то аспект истины, игнорируя, или даже отвергая все остальные, столь же
верные. И
это не все - от века к веку, от тысячелетия к тысячелетию знание затухает,
духовные
озарения становятся все реже, и повторяющие все больше превосходят в
численности
знающих. Говорящие с ясным видением о духовной истине теряются среди толп,
которые
держатся лишь традиций, происхождения которых не могут понять. Если говорить
знакомыми словами, то священник и пророк в последнее время вошли в конфликт с
друг
другом. Священник несет традиции древности, очень часто уже утеряв то знание,
что
сделало их реальными. Пророк, время от времени приходящий с горячим, как огонь,
божественным словом, изрекает древние истины и озаряет традицию. Но те, кто
цепляется
за слова, обычно бывают ослеплены светом этого огня и называют того, кто
высказывает
утерянные ими истины, еретиком. Потому в одной религии за другой, как только
появляется какой-нибудь великий учитель, возникает противостояние, ропот,
отри
|
|