|
не в той же мере, как и в Ишваре, и всякое
проявленное
существование - лишь луч этого вечного, неизменного, неугасающего Единого.
Верно то,
чему учит "Йога Васиштха", верно, что даже величайший, перед кем мы почтительно
склоняемся, в прошлые эпохи прошел весь человеческий путь, чтобы стать единым с
Высшим, а оттуда являться миру в виде Бога.
Но мы обнаруживаем, что выделяют разных аватар, и различие между ними вполне
реальное. Мы читаем о пурнааватаре, то есть аватаре полном, совершенном. Что же
значит
слово "полный" применительно к аватаре? Как мы знаем, именем этим особо отмечен
Шри Кришна. На самом деле слово "пурна" неприменимо к беспредельному,
бесконечному, которое нельзя показать в какой-либо форме - глаз никогда не
увидит его,
и лишь сам дух может познать Единое. Подразумевается же здесь то, что не
имеющее
формы проявляется настолько, насколько это возможно в пределах формы, чтобы
помочь
миру. Возможно, это поможет вам уяснить разницу. Когда проявляется пурнааватара,
он в
любой момент времени, по своей воле, йогой или иным способом, может превзойти
любое ограничение формы, с которой он добровольно связывает себя, и воссиять
как
Владыка Вселенной, в котором вся она и содержится. Подумайте еще раз о Шри
Кришне,
который так много учит нас об этом. Обратитесь к великому хранилищу духовной
мудрости, Махабхарате, к Ашвамадха Парве, которая содержит Анугиту, и вы
увидите, как
после великой битвы Арджуна, подзабыв учение, данное ему на Курукшетре,
попросил
своего учителя изложить его еще раз. И Шри Кришна, порицая его за непостоянство
ума и
выражая недовольство, что такое знание по ветрености было забыто, изрек
следующие
примечательные слова: "Невозможно изложить это полностью и точно так же. Я
говорил с
тобой о Высшем Брахмане, сосредоточившись на йоге". Затем он передал сущность
этого
учения, но не в столь возвышенной форме, как это сделано в Бхагавад-гите. Это
один из
примеров, показывающих, что же такое пурнааватара - в состоянии йоги, в которое
он
погружается по своей воле, он знает себя, как владыку всего, то Высшее, на
котором
построена вселенная. Более того, по меньшей мере три раза - я не уверена,
поскольку не
знаю, были ли еще такие случаи - за эту жизнь Шри Кришна демонстрирует себя как
Ишвара, Всевышний. Один раз это было при дворе Дхритараштры, когда просто
безумно
глупый Дурйодхана говорил о заключении в тюремные стены Владыки Вселенной,
которого и вселенная не могла ограничить. И чтобы показать дичайшую глупость
надменного царевича, перед глазами всех он воссиял как Владыка всего, наполняя
своей
славой землю и небо, и можно было видеть все формы - божественные,
сверхчеловеческие, человеческие и дочеловеческие - собранными вокруг него - той
жизни, из которой они изошли. Затем на Курукшетре он дал Арджуне, своему
любимому
ученику, божественное зрение, чтобы он мог увидеть его в форме Вишну, высшего
хранителя вселенной. А позже, возвращаясь в Двараку, он встретил Утанку, и этот
мудрец,
после возникшего между ними непонимания, решил проклясть Господа. Чтобы спасти
его
от совершения такой глупости, как проклятие в адрес Всевышнего, которое подобно
маленькому камешку, брошенному ребенком в скалу, стоящую с незапамятных времен,
Кришна воссиял перед глазами того, кто был в действительности его бхактой,
показав ему
великую вайшнава-форму. Что же показывают эти проявления? То, что по своей воле
он
может показать себя владыкой всего, отбросив ограничения человеческой формы, в
которой живут люди. Отбросив видимость, знакомую окружающим, он мог открыться в
качестве могущественного Ишвары, являющегося жизнью всего. Это признак
пурнааватары - ему всегда доступна способность по своей воле являть себ
|
|