|
ГЛАВА 12 ТРАВЫ И ЛЕТАЮЩИЕ ЗМЕИ
Недели мелькали одна за другой. А дел было много — учеба, работа,
составление
новых планов; времени не хватало. Особенно это стало заметно, когда я по-
настоящему погрузился в изучение оккультных наук по специальной методике.
В начале августа мой Наставник сказал:
— Скоро мы отправимся в экспедицию вместе со сборщиками трав. Ты узнаешь
много полезного о лекарственных растениях и познакомишься с настоящими
летающими
змеями!
Следующие две недели все готовились к походу. Надо было почистить старые
кожаные мешки, сшить новые, привести в порядок палатки, проверить животных —
насколько они здоровы и пригодны к путешествию — ведь экспедиция будет очень
трудной. Основной базой нашей экспедиции, в составе которой насчитывалось 200
монахов, был выбран монастырь Тра Йерпа; оттуда ежедневно будут отправляться в
разные стороны поисковые партии для изучения растительности.
В конце августа мы покинули Шакпори. Монахи, не участвовавшие в экспедиции,
собрались возле стен монастыря и смотрели на нас с завистью — мы ехали
навстречу
приключениям. В звании ламы мне полагалась белая лошадь, на которой я и
восседал.
Таких, как я, набралась небольшая группа; с небольшим багажом она
отправилась
налегке впереди основной партии. Наши лошади проходили за день до 35 километров,
в то время как яки редко преодолевали 15 —18 километров. Мы были нагружены
легко
— только самым необходимым, — поскольку предпочитали как можно быстрее приехать
на место.
Каждый як основного каравана, следовавшего за нами, тащил свою обычную
поклажу весом до 80 килограммов, поэтому караван шел медленнее.
Через несколько дней веселая кавалькада из 27 всадников прибыла в Тра Йерпа.
Путь был трудным, особенно для меня, никогда не проявлявшего особой
склонности к верховой езде. Я к этому времени научился держаться в седле, даже
когда лошадь переходила в галоп, но на этом мое искусство кончалось. Не хватало
мне ловкости, чтобы стоять в седле, как это делали некоторые мои товарищи. Я с
опаской взбирался на лошадь и кое-как садился, вцепившись в шею животного, —
выглядело это, быть может, не очень изящно, но мне так было безопаснее.
Нас заметили издалека. Монахи уже приготовили чай с маслом, тсампу и овощи в
большом количестве. Делалось это отнюдь не бескорыстно: монахи с нетерпением
ждали новостей из Лхасы и полагавшихся традиционных подарков. С плоской крыши
храма от расставленных там треножников поднимались к небу густыми клубами дыма
благовонные курения. Мы въехали во двор, радуясь окончанию пути. У многих из
моих спутников были в этом монастыре старые друзья, а ламу Мингь-яра Дондупа,
казалось, знали все. Он исчез в толпе встречающих, и я снова почувствовал себя
совершенно одиноким. Вдруг я услышал: — Лобсанг, где же ты?
Я отозвался, и прежде чем успел сообразить, что происходит, толпа
расступилась и тут же снова окружила меня. Учитель разговаривал со старым
аббатом; тот повернулся ко мне и спросил: — Так это он? Боже мой, как он молод!
Как обычно, я больше всего думал о том, где бы поесть. Скоро мы отправились
в
столовую. Обед проходил в полном молчании, словно мы и не уезжали из Шакпори.
Какой монастырь от какого зависел, Шакпори от Тра Йерпа или наоборот?
Спорный вопрос. Во всяком случае, оба монастыря считались старейшими в
Тибете. Тра Йерпа славился своей библиотекой, где хранились ценнейшие рукописи
по медицине. Я собирался ознакомиться с ними и сделать все необходимые выписки.
Здесь хранилась также книга о первой экспедиции на Тянь-Шань, написанная 10
участниками этого странного предприятия. Однако больше всего в тот момент меня
волновало ровное, как стол, плато, откуда нам предстояло запускать наших змеев.
Пейзаж показался мне необычным. Высокие пики гор на фоне плавно
поднимающейся
местности как будто вонзались в небо. У подножья пиков тянулись бесконечные
плато, похожие на террасы ухоженных садов; издали это напоминало гигантскую
лестницу. На нижних ступенях этой лестницы в изобилии произрастали целебные
травы. Среди них — мох, по абсорбционным свойствам во много раз превосходивший
сфагнум, или белый мох. Небольшие растения с желтыми ягодами, обладавшие
замечательными обезболивающими свойствами. Монахи и дети собирали их и затем
аккуратно раскладывали для сушки. Я, как лама, мог ограничиться простым
наблюдением за их работой, но главной целью моего пребывания здесь было
практическое обучение под руководством Мингьяра Дондупа и специалистов-
травников. А пока, осматривая окрестности, я не мог думать ни о чем другом,
кроме как о змеях, чудесных змеях, способных носить человека. Во внутреннем
дворе монастыря лежали сосновые доски, привезенные из далекой страны (вероятно,
из Ассама; в Тибете, как я уже говорил, хвойные деревья не растут). Они
|
|