|
Весь уклад нашей жизни способствовал постоянной тренировке сознания. Мы
очень
много занимались дзюдо — в первую очередь как прекрасным средством самоконтроля.
С нами работал замечательный специалист, способный справиться одновременно с
десятью нападающими. Мы с большим интересом учились у него, потому что он любил
борьбу и его уроки всегда были интересными. На Западе нашу борьбу считают
жестокой и варварской; особенно возражают против применения «приемов удушения».
Совершенно ложное представление. Как я уже говорил, достаточно легкого нажима
на
шею, чтобы человек потерял сознание на долю секунды. Он даже не успевает
сообразить, что с ним произошло. Однако это не влечет за собой никаких вредных
последствий. В Тибете из-за недостатка анестезирующих средств к этой технике
прибегают при удалении зубов или при вправлении костей. Пациент ничего не видит
и не чувствует боли. Используют ее и во время инициации, при освобождении души
от тела для астральных путешествий.
Благодаря этим тренировкам мы практически не боялись падений. В программу
дзюдо входит техника «мягкого» падения; обычным делом для ученика было прыгнуть
или упасть со стены высотой от трех до пяти метров.
Обычно мы начинали тренировку по дзюдо с чтения наизусть Ступеней Среднего
Пути — кодекса поведения буддиста: • правильная мысль — это мысль, свободная от
заблуждений и самокопания; • правильное устремление — это устремление,
исполненное возвышенных помыслов и честных намерений; • правильное слово — это
слово, выражающее доброту, уважение, правду; • правильное поведение — это
поведение, присущее честному, миролюбивому и неэгоистичному человеку; •
правильная жизнь — жизнь человека, не совершающего зла против других людей или
животных, признающего за животными права живых существ; • правильное усилие —
это самоконтроль и постоянное самосовершенствование; • правильная полнота
сознания — правильные мысли и стремление к правильным поступкам; • правильный
восторг — восторг, вызванный медитацией о реальности жизни и о сверх-Я.
Если кто-то нарушал эти правила, он должен был ложиться лицом вниз поперек
главного входа в храм, так чтобы все входящие туда переступали через его тело.
Он должен был лежать без движения с утра до вечера, ему не давали ни есть, ни
пить. Такое наказание считалось большим позором.
Итак, я стал ламой и вошел в элиту Высших Существ. Звучало это здорово. Но
были здесь и ловушки: если раньше я обязан был соблюдать 32 Правила Поведения
Священника — пугающая цифра! — то теперь, к моему ужасу и смятению, подобных
Правил было 253! В Шакпори хороший лама соблюдал все эти правила без исключения.
Я продолжал много и усердно заниматься. Мир был переполнен вещами, которые
необходимо изучать; иногда мне казалось, что моя голова не выдержит и вот-вот
лопнет.
Но случалось испытывать и удовольствие — например, когда я забирался на
крышу, чтобы понаблюдать за приездом Далай-ламы в Норбу Линга — парк Жемчужины.
Приходилось делать это тайком, ибо смотреть на Бесценного сверху вниз
запрещено. С крыши хорошо было все видно. Вот раскинулись два великолепных
парка
— Хати Линга и Додпал Линга на берегу реки Калингчу («линга» —насколько этими
буквами можно передать тибетское произношение — означает «парк»). Чуть дальше
видны были Западные ворота — Парго Калинг. Они были проделаны в большом чортене
специально для конного проезда, через них шла дорога к центру города мимо
деревни Шо. Рядом с Шакпори возвышался чортен в честь национального героя —
короля Кесара, жившего в эпоху войн, до прихода в Тибет буддизма и мира.
А работа? Работы было очень много, но мы старались не упускать случая
чемнибудь компенсировать свой труд. Разве это не щедрая компенсация за мой труд
и учебу — общение с таким умным и щедрым душой человеком, каким был лама
Мингьяр
Дондуп, главным смыслом жизни которого было служение миру и ближним? Разве не
вознаграждение уму и сердцу — обозревать великолепные зеленые долины и
петляющую
по ним голубую реку, деревья, горы, сверкающие под лучами солнца чортены,
живописные монастыри и скромные жилища отшельников на недоступных скалах,
совсем
рядом — золоченые купола Поталы и вдали — крыши Джоканга? Товарищество лам,
грубоватых с виду монахов, знакомый запах благовоний, наполнявший все храмы, —
это и составляло нашу жизнь, жизнь, которую стоило прожить. Трудности? Да, их
было много. Но в этом же было и что-то достойное. В любом сообществе
встречаются
люди неискренней веры или неглубокого ума. В Шакпори таких было совсем мало.
|
|