|
который много отдает, — хороший человек. Следовательно, брать — это эгоизм:
человек, который берет для себя, может считаться менее достойным, чем отдающий.
Кто-то с другим набором ценностей может думать совсем наоборот — он будет
уважать человека, знающего, как много брать для себя, и относиться к нему как к
сильному и преуспевающему, а того, кто менее агрессивен и больше отдает,
считать глупцом, над которым легко одержать победу.
И в том, и в другом случае одна полярность почитается, тогда как
противоположная обесценивается. В действительности, как давать, так и получать
— одинаково важно и ценно. Если мы отдаем слишком много и не способны брать или
получать равное количество, мы истощаемся и попадаем в число обиженных. Если мы
берем слишком много и не способны отдавать, мы лишаемся удовлетворения от
сделанного вклада и вызываем возмущение других. Если то, что мы отдаем и что
получаем, более или менее сбалансировано, мы испытываем здоровое чувство
удовлетворения.
С самого своего рождения мы начинаем экспериментировать с проявлением своих
различных внутренних энергий. В это время наше благополучие и выживание
полностью зависят от родителей или нянек, поэтому мы чрезвычайно чувствительны
к их реакциям на нас. Если мы проявляем энергию, которая вызывает одобрение и
благосклонность, мы, по-видимому, продолжаем развивать это качество. С другой
стороны, если что-то сделанное нами влечет за собой неодобрение, критику или
наказание, мы, скорее всего, прекращаем это занятие (если только это не
единственный способ вызвать к себе внимание — в этом случае мы можем продолжать
делать то, что делали).
Вскоре у нас появляется довольно стойкий стереотип того, какие энергии помогут
нам в удовлетворении наших потребностей, а какие, похоже, вызовут у нас много
новых проблем. Все это в значительной степени разнится в зависимости от
конкретного человека, семейного уклада, эпохи и культуры.
Пока мы растем, мы продолжаем развивать энергии, которые, как нам кажется,
лучше работают на удовлетворение наших потребностей. В результате мы сильно
отождествляем себя с этими качествами — с тем "я", которым, как мы думаем, мы
являемся. Эти доминирующие энергии становятся нашими базовыми "я" — внутренними
персонажами, чья задача состоит в том, чтобы заботиться о нас и заставлять нашу
жизнь течь наилучшим образом.
Обычно существует группа базовых "я", которые работают вместе, одной "командой",
принимая за нас большинство решений. Например, к некоторым из моих основных
"я" принадлежат сверхответственное "я", угодник (то, которое хочет сделать
каждого таким же счастливым, как я), толкатель (то, которое хочет, чтобы я
много работала и многое успела сделать), заботливая мать (то, которое заботится
о ребенке, живущем в другом человеке, так, чтобы со мной он чувствовал себя
хорошо), учитель/целитель сознания. В команде есть также много других. Все они
очень много работают, чтобы сделать меня здоровой, всеми любимой и удачливой
личностью.
На каждое "я" существует противоположная энергия, которая часто подавляется или
отрицается, потому что тем или иным способом мы приходим к выводу, что эта
энергия — "не совсем правильная", или потому, что ей попросту негде
развернуться. Такие энергии становятся нашими непризнанными "я". Они обычно
похоронены в нашей психике, и мы либо вообще не знаем об их существовании, либо
осознаем их и пытаемся спрятать от мира. Непризнанные "я" слагают нашу теневую
сторону — те места в нас, которых мы смущаемся, стыдимся, боимся или чувствуем
себя с ними неловко. Наши базовые "я" обычно много трудятся для того, чтобы не
показывать эти непризнанные "я" миру, поскольку они убеждены, что это вызовет
критику, неприятие или приведет к какому-то несчастью.
Проблема заключается в том, что каждое из этих непризнанных "я" несет какую-то
необходимую энергию, которая является важной составляющей нашей личности. На
самом деле мы часто отчаянно нуждаемся в этих качествах, чтобы сделать свою
жизнь здоровой и уравновешенной. Но до тех пор, пока мы не перестанем бояться
своей теневой стороны, мы не сможем получить доступа к энергиям, которые так
нужны нам.
Например, если одним из ваших базовых "я" является сила и вы полностью
отождествляете себя с сильной, компетентной, независимой личностью, вполне
вероятно, что вы старательно прячете свою уязвимую сторону, ту часть себя,
которая чувствует себя зависимой от других и нуждается в любви и поддержке. С
точки зрения вашего сильного основного "я", ваша уязвимая часть может казаться
отвратительной, и вам представляется слишком опасным показать миру, что вы
чего-то боитесь или испытываете боль. Вы можете вообще не осознавать наличия у
себя уязвимой стороны — либо знать о ней, но из страха, что вас осудят, не
желать, чтобы ее видели другие. К своему удивлению, вы будете замечать, что
постоянно привлекаете в свою жизнь уязвимых людей, и, возможно, временами
будете осуждать их за то, что они такие "слабые".
Верите вы в существование своей уязвимой стороны или нет, вам необходимо
сознательно принять ее и признать своей. Без этого вы не сможете иметь
настоящей близости и дружеских отношений с другими людьми и не сможете
по-настоящему получать. Вы теряете очень важную часть своего человеческого
опыта.
Жизнь обладает удивительной способностью сталкивать нас и отражать нам в
точности те энергии, которые нам необходимо открыть в себе и включить в свою
жизнь. Это происходит, когда мы смотрим сны, в которых нам часто символически
показываются отношения между нашими доминирующими и подавленными "я". Это
постоянно происходит в человеческих взаимоотношениях, когда другие люди
|
|