|
если бы ему не мешали, вероятно, смог бы добиться значительно большего. Однако
новые веяния сформировали и новый стандарт общественных отношений, и новое
отношение к ценностям. Да и сами ценности стали другими.
В советские времена нам усиленно промывали мозги идеологическими сказками
про личную скромность, преобладание общественных интересов над личными и т.п. В
частности, в последние годы социализма очень активно обсуждался вопрос: «Стыдно
ли много зарабатывать?» Дискуссия была жаркая и не получила логического
завершения, поскольку советскую власть отменили, объявили о вхождении в рынок и
пообещали скорое наступление светлого капиталистического будущего. Но оказалось,
что рынок на постсоветском пространстве — это обыкновенный базар с обманом,
скандалами, пьяными драками и прочими неприятностями. И все же люди вынесли для
себя правило: надо иметь много денег, тогда можно обойти неприятности,
выкрутиться из сложных ситуаций и прорваться к заветным источникам капитала.
Первое десятилетие дикого рынка показало, что мы равно способны на авантюры
и серьезные экономические проекты. Криминальный бизнес постепенно уступает
место легальному, а современные нувориши, нахватав денег, сейчас начинают
вкладывать их в заведомо неприбыльные культуру, искусство, религию... Логика
развития диктует свои законы, и можно уже с уверенностью говорить, что дикий
капитализм меняется качественно и уступает место обычным рыночным отношениям.
Долго, трудно, с болью и страданиями, но мы выползаем из глубокой
идеологической ямы на свет и пытаемся придать себе приличный вид.
Все эти пассажи нужны для иллюстрации мысли, что капитал служит человеку и,
в конечном итоге, работает не него. К сожалению, эту позицию занимают далеко не
все богатеи. Условно отношение к деньгам можно разграничить на три группы:
поклонение, использование и сосуществование. Все они стары как мир. Как только
появились деньги, вместе с ними возникли и эти группы. Различаются они только
отношением к капиталу. Поклоняющиеся действительно видят в деньгах некую
мистическую сущность, которая стала в их понимании главной движущей силой мира
и управляет им.
Вторая группа — использующие. Эти трезво смотрят на деньги как на служебное
средство, которое обеспечивает определенный уровень жизненных удобств, комфорта
и необходимых благ. Они понимают, что деньги нужны только как опосредованное
мерило их способностей. Конечно, чем больше денег, тем лучше, но у многих
представителей этой группы выработалась устойчивая позиция: иметь денег столько,
чтобы не думать о них.
И третья группа — сосуществующие. Они имеют деньги и считают, что жизнь и
денежные потоки параллельны и никак не пересекаются. Это заблуждение, поскольку
с деньгами мы пересекаемся постоянно, ежедневно и по многу раз. И даже
презрительное к ним отношение не избавляет человека от необходимости делать
какие-то покупки и оплачивать их деньгами. А деньги надо зарабатывать, и потому
даже презирающим деньги приходится их добывать...
Еще в советские времена родилась в народе мудрость, которая как афоризм
разошлась среди огромного числа людей: «На деньги можно смотреть свысока, но не
следует терять их из виду». Кто-то остался верен этой доктрине. Кто-то ударился
в добывание, не гнушаясь авантюрами и неправедными средствами. Кто-то сумел
найти свою нишу и продолжал работать, как привык раньше, только научился
спрашивать за свой труд адекватную оплату. Но в раскрепощенном стремлении
заработать побольше и обеспечить себе более высокое качество жизни проявились
некоторые особенности неведомого ранее капиталистического бытия. В частности,
возникло явление «критической массы денег». Когда их мало, то они поневоле
заставляют человека заниматься поисками дополнительного дохода, чтобы
обеспечить себя и близких. Когда их много, они обретают характеристику
критической массы, человек подчиняет свою жизнь накоплению, приращению капитала.
Если кто-то имеет несколько тысяч рублей, он чувствует, что эти деньги
позволят ему свободно продержаться до следующей зарплаты. Имеющий миллионы
рублей ощущает некую опору за спиной. Случись какая-то непредвиденная ситуация,
у него есть на что опереться или заплатить кому-то. А вот имеющий миллионы
долларов минует все эти стадии и живет в мире своих особых ощущений. В этом
случае критическая масса денег уже проявилась и диктует человеку свои правила
жизни, поведения и действий. Конечно, куча денег сама по себе не может никому и
ничего навязать. Работают сложившиеся внутренние стереотипы поведения и
реагирования. Не сами деньги управляют человеком, а его отношение к ним. Для
владеющего миллионами долларов, надо полагать, не существует проблемы вкусно
пообедать и красиво организовать свой быт. И то и другое у него есть. Обыватель
резонно спросит: а куда такие суммы денег девать? Ведь три обеда за один раз не
съешь... В трех домах одновременно не будешь жить... Человеку для
удовлетворения своих потребностей надо не слишком много. Для чего тогда деньги?
И вот здесь мы сталкиваемся с феноменом разделения отношений. До какого-то
уровня каждый человек смотрит на деньги трезво и свое отношение к ним строит с
учетом своих привязанностей и антипатий. Словом, в отношении к деньгам
проявляется жизненная позиция. Но стоит только количеству денег превысить некий,
индивидуальный для каждого критический рубеж, как начинается неуправляемая
цепная реакция накопления все большего количества денег. Человек входит в русло
движения капитала и становится утлой лодочкой на стремнине. Волны подхватывают
ее и несут по течению. При этом самому пассажиру лодочки кажется, что он
управляет процессом, контролирует его и в любой момент может остановиться,
выйти на берег и прервать свое путешествие.
Не выйдет, господа! К сожалению, наблюдения показывают, что человек в потоке
капитала подчиняется воле потока и не в силах перебороть его. А далее события
|
|