|
Доминирующее самосожаление и неосознанный внутренний упрек формируют
негативный настрой отдельного человека и общества в целом. Другими словами, мы
имеем то, что мы хотим. Но, замечу, хотим не разумом, а в подсознании, в
глубинных его структурах, которые не поддаются логическому осмыслению, а
устойчиво генерируют эмоционально-чувственные состояния, создающие
бессознательное удовольствие.
Да где это видано, чтобы прозябание доставляло удовольствие?! А в нашем
подсознании... Оно ведь странное, своенравное и не поддающееся логическому
убеждению. У него своя логика, порожденная дородовыми закладками и родовым
конфликтом. Она — внутренняя логика подсознания — имеет другую градацию
ценностей. Важно то, что полезно, а полезно то, что приятно, а приятно то, что
позволяет человеку чувствовать свою значимость, хотя бы для самого себя. Не
быть пустотой, сквозь которую житейские ветры пролетают не задерживаясь. Но
быть утесом среди клокочущего моря жизни.
А если без метафор, то подсознательные установки, ориентированные на жалость
к себе, как чувство, рождающее личную значимость, диктуют человеку и стиль
поведения. Инициатива, действие, развитие и движение невозможны там, где
жалость к себе правит подсознанием. Нищенские доходы, убогая жизнь, отсутствие
ясной перспективы — это не просто постреформенная реальность. Это еще и
глубинный, бессознательный настрой людей, который тормозит и поступательное
движение всего общества. Возможность прозябания многие принимают как
единственный вариант личного развития.
Только развитие ли это? Скорее — топтание на месте. Но это как в болоте:
пока идешь не останавливаясь, кочки еще держат, служат опорой. Стоит
остановиться — человека начинает засасывать, и скоро над трясиной останется
голова, которая только и может, что выкрикивать лозунги. А дела нет, и не может
быть, поскольку руки и ноги уже спеленаты болотной хлябью. Вырваться из нее,
освободиться, двигаться — непросто. Ведь нужно прилагать сверхусилия, и они
должны быть тем активнее, чем глубже погружен человек.
Предвижу справедливый гнев обиженных пенсионеров и тех, кто в итоге
преобразований лишился работы, устойчивого дохода, перспектив. Парадокс
психологических вывертов общественного подсознания в том, что они в своих
обидах правы и не правы одновременно.
Старая система изжила себя. Идеи и доктрины разваливались на ходу. Число
недовольных стремительно росло. Стало признаком хорошего тона рассказывать о
нашей несостоятельности и высоком жизненном стандарте у них, «за бугром». Мало
кто пытался трезво оценить тенденции, которые развивали в обществе радикальные
настроения. Сформированная, вызревшая и готовая к действию сила народных эмоций
сделала распад империи неизбежным.
Если у одного человека кипят в душе негативные эмоции — это его личные
проблемы. Но когда народ замер в ожидании перемен — эмоциональная сила ожидания
материализуется в гигантских социальных катаклизмах. А лидеры, которые
появляются на волне народных настроений, искренне полагают, что исполняют чуть
ли не мессианскую и уж обязательно историческую роль... Но лидеры ведь тоже не
на пустом месте возникают... Я не собираюсь защищать или оправдывать когорту
новых правителей России. Но косвенно в том, что наделали ретивые реформаторы,
поучаствовали все мы. Своим настроением, жаждой перемен и страхом перед ними мы,
народ, создали условия для возникновения той модели социального устройства,
которую имеем. Подчеркну: мы задали условия, но дальнейшие события развивались
по своим внутренним законам, обусловленным стартовым толчком. Если хотим
вырваться из круга прозябания, надо разобраться в дебрях своих бессознательных
заморочек, осознать свои возможности и воспользоваться глубинным потенциалом.
Глава 5
СЛУЖИТЬ, ПОКЛОНЯТЬСЯ ИЛИ ИМЕТЬ В ВИДУ?
А в самом деле, как надо относиться к деньгам? Недавнее прошлое нашей страны
было пресыщено идеологическими штампами, но относились к ним люди легко.
Удивительное это состояние — российский менталитет. Мы все знаем, понимаем
абсурдность официальной доктрины, но в то же время делаем вид, что выполняем
навязанные правила. Привыкли мы играть в эти игры за семь десятков лет
предыдущей жизни. Играем до сих пор, и, по-видимому, для того чтобы радикально
изменить отношение к законам, нужен еще не один десяток лет.
В девятнадцатом веке великий русский сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин произнес
фразу, на весь грядущий век определившую наше ментальное кредо: «Свирепость
российских законов с лихвой компенсируется необязательностью их исполнения...»
А ведь он был вице-губернатором и не противостоял власти, а, будучи на
государевом посту, соблюдал ее интересы.
Но все это лирика, нам важно понять, что лежит в основе нашего
бессознательного лукавства по отношению к нашим же законам. На мой взгляд,
глубокая внутренняя уверенность в том, что власть не мытьем, так катаньем
возьмет свое и обманет человека. Поводов для такого отношения более чем
достаточно. Последнее десятилетие только подтвердило, что жить в нашем
государстве лучше всего параллельно с властью. Тогда есть шанс как-то
продержаться и не быть многократно ограбленным...
Конечно, все меняется и сейчас положение улучшается. Появляется надежда, что
жизнь все-таки войдет в рамки законов и будет реально регулироваться ими. Но
ведь психологию человека невозможно изменить одномоментно. Человек должен
принять идеи власти, поверить в ее искренние устремления. А пока... Пока, к
сожалению, народ и власть не два коня в одной упряжке. Они присматриваются друг
к другу в надежде на взаимность. Минувшее десятилетие народ жил сам по себе и,
|
|