|
мысли и нежелание заглянуть за рамки догмы. Уровень необходимости и синдром
усталости психики в данном случае сочетаются напрямую.
Если жизнь человека примитивна и уровень необходимости, который он для себя
раскрывает, невелик, то синдром усталости психики подстерегает человека,
захватывает в свои удушливые объятия так, что становится трудно жить и дышать.
Это проявляется как болезнь, депрессия, состояние непроходящего уныния. Человек
перестает радоваться жизни, он утопает в трясине сиюминутных повседневных
проблем.
Тот, кто вышел на другой уровень реализации и расширил свой уровень
необходимости, избавился от синдрома усталости психики, но не навсегда. Он
начинает реализоваться творчески и свободен от СУП до тех пор, пока не
привыкнет к новому пространству реализации. Привыкание наступит тем скорее, чем
активнее и ярче человек реализуется в новом для себя пространстве.
Когда наступит привыкание к новому, снова вернется привычное чувство
однообразия и монотонности, опять проявится синдром усталости психики. Это
могут быть депрессии или глубокая озабоченность происходящим вокруг, но иного,
чем прежде, качества. Если в первом случае человек был озабочен личными
проблемами, то сейчас появляется озабоченность мировыми проблемами. Но суть от
этого не меняется. Озабоченность — вот ключевое понятие и в том, и в другом
случае.
Истинное разрешение этой проблемы лежит не в расширении уровня необходимости
и искусственном устранении синдрома усталости психики. Любой, даже самый
большой объем уровня необходимости постепенно наполнится творческой активностью
и станет привычным, знакомым и однообразным. И тогда появится синдром усталости
психики. Истинное освобождение от него не в расширении уровня необходимости, а
в том, чтобы сменить точку наблюдения за миром, изменить отношение к жизни и
происходящему вокруг, к психологическим проблемам. Сменить отношение — это
только звучит просто. На самом деле это колоссальный труд, которому человек
должен посвятить себя без остатка. Но посвятить — не означает стать фанатиком и
действовать безоглядно и бездумно, как порой поступают адепты различных учений.
Необходимы осознанные действия и поступки, и, двигаясь к новой точке наблюдения,
нужно не служить идее движения, а стать самим движением. Практика первых,
пробных действий очень проста, но отчетливо показывает изменения, которые
происходят в человеке от простого шага вправо или влево. Встанем прямо,
спокойно и расслабленно. Постоим так, запоминая свое ощущение внутри тела и
вокруг нас в том месте, где стоим сейчас. Сделаем пробный шаг влево и снова
сконцентрируем внимание на своих ощущениях. Что-то изменилось. Определенно
сказать, какие изменения произошли, трудно. А теперь снова вернемся в исходное
положение, постоим, сравнивая состояния, и шагнем вправо. И снова происходят
какие-то внутренние изменения. У каждого свои, неповторимые. Для одних переход
влево отмечается нарушением чувства внутреннего комфорта, у других такое
состояние появляется, когда переходят вправо. Об этом феномене я уже писал, но
в практиках с коррекцией синдрома усталости психики переходы вправо и влево
нужны только для того, чтобы почувствовать изменения в себе и задать организму
определенную физиологическую программу: переход с одного места на другое меняет
внутренние ощущения.
Выше я уже говорил, что избавление от усталости психики связано со сменой
точки наблюдения за реальностью. Каждый из нас постоянно пребывает в одной
жизненной позиции. Это не физическое местоположение человека. Скорее — это
психологическое восприятие происходящего вокруг. Но как же сменить
психологическую точку наблюдения?
Воспользуемся проверенным и простым способом, который называется «круг
переходов». Встанем ровно, спокойно, постоим расслабленно, запоминая свое
состояние. Согнем руки в локтях и соединим подушечки мизинцев и безымянных
пальцев обеих рук. Остальные пальцы подожмем к ладоням. Когда информационные
пальцы соприкасаются подушечками, они замыкают информационные каналы человека и
становятся чувствительным инструментом, которым можно определять «щели» в
плотности пространства. Мы уже делали это, но повторим описание. Сосредоточим
внимание на ощущениях кончиков соединенных пальцев и начинаем медленно
вращаться всем телом слева направо. Информационные пальцы — словно
чувствительная стрелка в окружающем пространстве. В какой-то момент медленного
и плавного движения слева направо они вдруг «провалятся» в пустоту. Так
проявляется «щель» в плотности окружающего нас пространства. Она воспринимается
как пустота, в которую «проваливаются» информационные пальцы. Чтобы отчетливо и
ясно почувствовать ее, нужно быть внимательным и фиксировать свои ощущения.
Глаза при этом могут оставаться открытыми, но для более полного сосредоточения
можно и закрыть их. Решающей роли это не играет.
Когда мы почувствуем, что информационные пальцы «проваливаются» в пустоту
«щели», остановимся, подвигаем руками вправо-влево, чтобы отчетливо
почувствовать границы «щели». А потом шагнем в нее...
Постоим, слушая свои ощущения. Как правило, у всех наступает мгновенная
дурнота, и следом приходит облегчение. Появляется чувство большей, чем на
прежнем месте, легкости, как физической, так и психологической. Это первый
переход. Не меняя положения тела и рук, снова начинаем медленно вращаться слева
направо, фиксируя внимание на ощущениях информационных пальцев. Поворачиваемся
до тех пор, пока пальцы вновь не «провалятся» в пустоту «щели». Шагнем в нее и
снова переживем чувство облегчения. На этот раз оно проявится ярче, чем при
первом переходе. Станет еще легче, чем было. И снова, не меняя положения тела,
начинаем поворачиваться слева направо, фиксируя информационными пальцами
плотность пространства. Мы ищем очередную «щель» и — как только почувствуем —
|
|