|
сложно, поскольку в вашем чувственном понимании он может иметь совершенно
неожиданные формы и проявления. Но таких людей немного, и они практически не
участвуют в деловой жизни. Они представляют специфическую группу людей, занятых
своими внутренними проблемами. Поэтому мы не будем рассматривать их особенности.
Глава 23
УСТАЛОСТЬ ПСИХИКИ
Однообразие, повторяемость одних и тех же событий, встреч, мелькание одних и
тех же лиц приводят к возникновению синдрома усталости психики (СУП).
Он возникает внутри бессознательной сферы человека и угнетает его. Во
внешние проявления это может выплеснуться болезнью, усталостью, депрессиями...
А во внутренней жизни человека СУП проявляется как угасание творчества.
Возникает странное и даже страшное состояние, когда индивид, ищущий творчества,
жаждущий его, вдруг начинает понимать, что творчество, которое раньше он
культивировал в себе, которым наслаждался, не приносит ему ничего. Человек
понимает, что, создавая какие-то творческие построения, он не приукрашивает
свой примитивный мир, а добавляет в него монотонности. И только выход из рамок
примитивного мира и переход на новые нравственные, духовные и творческие
позиции позволит убрать изнутри синдром усталости психики.
Вообще СУП — это монотонность, однотипность, однообразие. Однообразие
проявляется, когда человек всю жизнь пребывает на одной точке наблюдения за
окружающей жизнью. И примитивная, спокойная, размеренная и ровная жизнь,
насыщенная одинаковыми событиями и персонажами, приводит к тому, что точка
наблюдения, с которой человек смотрит на жизнь, зарастает душевной грязью и
душевным илом, человек перестает видеть жизнь ясно и чисто, и наступает синдром
усталости психики. Переход в иные творческие состояния — это и есть перемена
точки наблюдения. Раньше человек не знал ничего, кроме дома и работы, и вдруг
начинает действовать в другом режиме. Иногда даже простое смещение графика
жизни может способствовать переходу на другой уровень. Ровная, спокойная, но
примитивная жизнь определяет один уровень, когда человек может и хочет
реализоваться в тех рамках, выше которых жизнь себе даже не представляет. А вот
переход в состояние новой творческой реализации значительно расширяет объем
уровня необходимости и создает возможности для более широкой реализации,
поскольку человек начинает видеть мир значительно шире, чем он есть. В середине
XX века существовало течение физиков и лириков. Физики утверждали, что
посредством точных наук они могут описать любую эмоцию или душевный порыв
человека. Лирики, отстаивая свою позицию, утверждали, что человек — это не
голое «рацио», а некая духовная сущность, имеющая в себе высшую загадку
творения и загадку творчества. Это противостояние тогда ничем не завершилось.
Каждый остался при своем мнении, но само соперничество между физиками и
лириками продолжалось и в последующие десятилетия. В 70—80-х годах это
проявлялось как снобизм дилетантов и богемы. Дилетанты, люди от сохи или станка,
в какой-то мере даже гордились своим дилетантизмом, тем, что они живут простой
жизнью и не хотят понимать высоколобых бездельников, которые что-то там
пытаются придумать и доказать... А определенная часть интеллигенции обособилась
и жила внутри себя ради созидания элитарных форм познания, искусства ради
искусства и т.п.
Сейчас состояние иное, поскольку любые новые теории могут рождаться и
чахнуть на корню, если нет финансовой поддержки, если в них не заинтересованы
те самые люди из низов. Современные творцы могут относиться к богатеям как
угодно, последним от этого ни жарко ни холодно. Они имеют главный козырь —
средства, с помощью которых можно реализовать творческие замыслы, а можно их
разрушить на корню... Поэтому истинно свободным остается только тот творящий,
кто не связан в своем творчестве никакими материальными обстоятельствами. А это
высшее духовное творчество — творчество отношений.
Здесь мы сталкиваемся еще с одним феноменом, который появился на переходе от
былого, социалистического образа жизни к новому, пока даже и не обозначенному
какими-то пристойными именами. Феномен этот проявляется в том, что уровни
необходимости людей разительно отличаются от тех, что были у представителей
разных социальных групп в советские времена. Скоробогатики, достигшие высот
материальной реализации, значительно расширили свой уровень необходимости, но
только в одном направлении —достижения материального благополучия. Есть немало
людей, создавших оригинальные творческие шедевры. И они тоже расширили свой
уровень необходимости, но в другом направлении. Если считать, что современные
богатеи расширили уровень необходимости горизонтально, то вторые подняли его
вертикальные границы. А в результате все равно получается перекос в развитии. И
те и другие начинают осознавать это. И в том, и в другом случае нет гармонии,
поскольку нормально, гармонически развитый уровень необходимости охватывает
человека равноудаленным от него шаром. В нем заложены все варианты реализации:
материальные и духовные.
Говоря о том, что материальное расширение уровня необходимости обедняет душу,
можно привести много аргументов. Но любые доказательства ничего не значат для
людей, которые страстно хотят разбогатеть. Такие люди живут по простой формуле:
«Вот будет много денег, и все станет хорошо!»
Ну а когда люди расширяют свой уровень необходимости вертикально, достигая
высот в творчестве (философия, литература и т.п.), они обогащают душу, но
обедняют другие стороны жизни. Они подчиняют себя идее, и часто служение ей
переходит из разряда творческой активности в фанатизм. Мы знаем, что фанатики
никогда не порождали ничего хорошего. Фанатизм — это всегда убожество, узость
|
|