|
нужно слушать именно фон. Сначала привычно фиксируем слухом все, что нам
знакомо и понятно, а потом каждые несколько секунд добавляем новые слуховые
ощущения. Попробую объяснить это на таком примере: вы сидите в комнате, где
работает радио, тикают часы, шумят соседи за стеной, в трубах гудит напор воды
и из крана на кухне ритмично капает вода. Скорее всего, из всего многообразия
звуков наше ухо выделит только самые громкие и соответствующие нашему
осознанному интересу. Это звуки радио и, может быть, шум соседей за стеной. А
все остальные звуки сливаются в общий звуковой фон и нами практически не
разделяются, поскольку в этом нет нужды. А для тренировки нужно будет услышать
каждый из звуков общего фона по отдельности и потом слышать их все вместе, не
смешивая... Это задача, посильная для любого. Сначала слушаем радио в течение
нескольких секунд. Потом прибавляем к этим звукам те, что доносятся от соседей
из-за стены. Еще несколько секунд, и добавляем звук тикающих часов... Несколько
секунд, и начинаем отдельно слышать гул воды в трубах. Л потом и звук капающих
из крана капель.
Конечно, я описал только малую часть общего звукового фона обычного жилья
человека, но принцип построения тренировки, полагаю, понятен. Сначала
улавливаем общий звуковой фон, а потом начинаем его разделять на отдельные
звуки и понимать, что является их источником.
Почти так же можно тренировать обоняние. Сначала постарайтесь почувствовать
общий запаховый фон помещения. Потом выделить из него самые сильные запахи, но
не останавливаться на этом, а продолжать принюхиваться. Постепенно сильные и
яркие запахи словно бы отойдут в сторонку, и вы сможете чувствовать более
тонкие запахи. После нескольких дней такой тренировки вы запросто сможете
улавливать запахи обеда в соседней квартире или даже у соседей этажом ниже. А
запахи собственного жилища раскроются перед вами как огромный таинственный мир,
на который раньше вы и внимания не обращали.
Тренировка тактильной чувствительности также строится по принципу переноса
внимания от более сильных ощущений к более слабым. Сильное осязательное
ощущение — боль от удара обо что-то. А вот более тонкое — когда вас кто-то
гладит по руке. Еще более тонкое — прикосновение ветерка из форточки к коже и
уж совсем незаметное, но вполне ощущаемое — прикосновение к вашей коже чьего-то
взгляда. Может показаться фантастикой: чувствовать касание взгляда. На самом
деле это вполне реальное ощущение, мы просто не уделяем ему никакого внимания.
Стоит немного потренироваться, и оно проявится в полном объеме. Ведь чувствуем
же мы чьи-то взгляды на себе, даже когда нам смотрят в спину, но чувствуем в
том случае, когда взгляд наполнен эмоциональной силой. Говорят о магнетическом
влиянии взгляда. Мне кажется, это просто высокая чувствительность. А
эмоционально сильный, насыщенный взгляд обладает реальной силой прикосновения и
может вызвать настоящие тактильные ощущения. Вспомним хотя бы, как в народе
говорят: «сглазил» или «сглаз навели». В этом случае мы также имеем дело с
силой взгляда.
Коли взгляд настолько силен, то тренировка зрительной чувствительности может
дать каждому очень важные чувственные возможности. На самом деле зрение у нас
всегда работает в полном объеме. Мы лишь фиксируем внимание на каком-то важном
для нас предмете или человеке. А глаз воспринимает мир вообще и все, что не
относится к объекту нашего внимания, остается «за кадром», но это не значит,
что мы не видим происходящего. Одни более внимательны к второстепенным деталям
и периферийным зрением могут улавливать события, происходящие на заднем плане,
вне сферы личного внимания. А кто-то настолько фиксируется на предмете или
объекте внимания, что совершенно не замечает происходящего чуть в стороне от
него. Тренировка здесь, прежде всего, нацелена на произвольное изменение
глубины резкости взгляда. Внимание и определяет глубину резкости. Что это
такое? Объем осознанно наблюдаемого пространства перед глазом. К примеру, вы
беседуете с кем-то и поглощены разговором настолько, что не замечаете ничего
вокруг. Ваше внимание полностью сконцентрировано на собеседнике, и глубина
резкости вашего взгляда невелика, ибо она охватывает только вашего собеседника
и то, что происходит в непосредственной близости от него. А у человека
тренированного взгляд фиксирует сотни деталей вдалеке, в сторонах, рядом с
объектом вашего внимания. Поэтому тренировку начнем с того, что зафиксируем
взгляд на каком-то предмете перед собой. Постарайтесь изучить его взглядом так,
чтобы составить отчетливый визуальный образ. Потом снова смотрим на этот
предмет, но уже рассеянным взглядом, и внимание фиксируем на задних и боковых
планах. Рассматриваем детали там. Затем снова переносим внимание на предмет
перед собой и фиксируем изменения, происходящие на заднем и боковых планах.
Например, вы рассматриваете цветок перед собой. Сначала просто общий вид, затем
детали самого цветка: лепестки, стебель, тычинки в чашке, как насекомое ползет
по листочку... А теперь разглядываем задний фон. Почему цветок так ярко
выделяется на заднем фоне? Потому что он темный, значит, состоит из каких-то
цветовых пятен. Итак, рассматриваем структуру заднего фона. Оказывается, это
сочная зелень кустов. А что между кустами и цветком ? Лужайка, а на лужайке
лежит яркий цветной мячик и чьи-то тапочки. Мы видим задний фон, но перестали
обращать внимание на цветок. А теперь постараемся видеть одновременно и цветок
и задний фон. Пусть не ярко и отчетливо, но так, чтобы замечать движение и
отслеживать какие-то перемены.
Когда удастся фиксировать одновременно передний и задний фон, начнем
концентрировать внимание на боковых горизонтах зрения...
Словом, тренировка вполне по силам обычному человеку, нужно только
проникнуться идеей освоения всех возможностей своего глаза. У человека
подготовленного глаз видит все пространство перед собой. Любое движение в нем
|
|