|
ю. Из этого не следует, что подобных
проблем не существует, в особенности для тех, кто практикует йогу без
наставника. В автобиографии Гопи Кришны, опубликованной в 1974 году,
были описаны многие болезненные симптомы такого рода. К его удивлению
оказалось, что тысячи людей узнали в его проблемах свои собственные и
написали ему с просьбой о совете.
Следование практикам, направленным на непосредственное переживание
Бога, не является чем-то новым или необычным, но есть, по
существу, одним из древнейших явлений, упомянутых в духовной
литературе, будучи ведущей идеей древней философии йоги и веданты. Это
также краеугольный камень шаманских ритуалов во многих культурах. Но
такое движение духовного развития является чем-то необычным для любого
человека, выросшего под влиянием западной психологии и религии, где
эго полагается центральной частью личности и предпочитается
определенный архетип Бога, а именно, миф о всеведущем отце и
непогрешимом судье.
Таким образом, согласно традиционной западной психологии,
религиозность человека подразумевает его возвращение в детское
состояние (подчинение отцу или слияние с матерью); и для христиан
фундаменталистского толка самоанализ и измененные состояния сознания
рискованны и потому греховны, так как при этом можно получить опыт,
несовместимый с христианской доктриной. Ее убеждения не может
разделять тот, кто глубоко погружается в свою психику и находит там
непреодолимое стремление к духовному освобождению или желание познать
Бога непосредственно, что, как это ни парадоксально,
способствует еще более глубокому погружению в себя, пока ищущий не
проникнет в область, лежащую за осознанием формы и мысли.
Кроме изучения традиционных восточных путей, многие люди открывают
новые способы поиска духовного смысла жизни и его развития. Множество
жителей Запада обладают способностью к серьезным занятиям и активно
погружаются в таинства науки и религии, мало сознавая возможные
последствия. Некоторые очень интенсивно практикуют ту или иную
методику пробуждения Кундалини, веря, что это принесет
им покой, блаженство, преображение, мудрость, власть или множество
других положительных результатов.
Благодаря моим исследованиям и моей работе трансперсонального
психотерапевта, я часто нахожу новых друзей и пациентов, которые
приходят ко мне и рассказывают о необычных случаях проявления духовной
энергии, произошедших с ними. Это обычно психически вполне здоровые и
разумные люди, говорящие об энергии, случаях внетелесных переживаний,
огромных физических и эмоциональных сдвигах, необыкновенных или
спонтанных случаях проявления сексуальной энергии, сверхчувственных
прозрениях, сознании, свете и блаженстве. Они борются со всеми теми
неизбежными ситуациями, которые возникают, когда надличное или
коллективное Я противостоит их личному я, эго. Они пытаются
построить свою жизнь на основе духовности и поддерживать тенденции к
единению в культуре, которая слишком поглощена экономическими
проблемами и разнообразными противоречиями, чтобы признать
существование мистики, и приписывает ее болтовне не отличавшихся
логикой суждений и, возможно, не совсем здравых святых,
записанной в церковных исторических книгах.
Те, кто имеют упомянутый опыт, формируют скрытую вторую культуру
людей, знающих, что сознание эго -- это всего лишь часть
возможных человеческих состояний, и меньшая их часть. Внутри этой
второй культуры встречаются люди из совершенно разных сфер жизни: физики,
врачи, гуру, кинозвезды, домохозяйки, деловые консультанты, учителя,
художники, психологи, писатели, студенты и многие другие. Они пришли к
ней посредством практик духовного развития, медитативных программ,
пройдя через клиническую смерть, или благодаря дыхательным упражнениям,
или работе с телом в рейхианском стиле,
акупрессуре и биологической обратной связи. Некоторые просто
проснулись ночью и испытали состояние, подобное тому, какое возникает
у человека под электрическим напряжением, и теперь стремятся понять,
что это для них значит. Если сердце очень открыто, такие люди могут
непроизвольно почувствовать любовь, не имея при этом, однако, объекта
своего чувства, если только у них не возникло видение Иисуса,
Кришны или иного наставника либо святого, на которого бы обратилось
их чувство. У некоторых людей появляется ощущение, что они
подключены к источнику мощной энергии, который заряжает их, а затем
следуют опустошение и истощение. Другие чувствуют, что они входят в
любовный контакт с божественным существом или испытывают
космический оргазм.
Этот опыт меняет ориентацию духовной жизни и занятий человека, и
жизнь, измененная таким образом, является еще одной стороной подлинной
духовности. Это духовность всей системы тело-ум-душа, и
однажды полностью задействованное, видение себя и мира радикально и
необ
|
|