|
Энциклопедия колдовства и демонологии том 2.
Предисловие
Хотя о колдовстве пишут достаточно много, но практически оно почти не
исследовано. Представление большинства людей о ведьме основывается на
мультфильме Диснея, где они видят сопровождаемую котом старую каргу в
остроконечной шляпе, с помелом, вонзающую длинные костлявые пальцы в
оцепеневшую
жертву - ложное представление, к тому же ежегодно укрепляемое традиционным
карнавалом в День Всех Святых. Различия между данным видом колдовства из книжки
комиксов, являющимся не более, чем простым чародейством, и тем колдовством,
которое в свое время считалось христианской ересью, обычно завуалировано. Я
полагаю, что "Введение" и разнообразные статьи дан-нон "Энциклопедии" наглядно
покажут и объяснят различия между ними и раскроют, что означало колдовство для
мужчин и женщин, обвиненных как колдуны и ведьмы, и для судей, выносивших им
приговоры.
В "Энциклопедии" предпринята попытка беспристрастного, логически
последовательного изложения истории трехсотлетнего кошмара, от его начала в XVb.
к вершине около 1600г. до завершения в XVI Пв. Поскольку колдовство является
христианской ересью, материал "Энциклопедии" четко ограничен Западной Европой и
кратковременной вспышкой колдовства, случившейся в Салеме. Колдовство не
является разделом антропологии, мифологии или фольклора, хотя демонология
входит
в него составной частью, но его связь с магией, равно как и с современным
сатанизмом достаточно ограничена. Фактически колдовство относится к сфере
деятельности теологов. Чародейство, распространенное в Африке, Центральной и
Южной Америке и других местах, в "Энциклопедии" также не рассматривается.
При выполнении столь обширной и сложной работы практически невозможно избежать
отдельных неточностей и упущений. Всеобъемлющая история колдовства должна
была бы стать историей цивилизации (или, скорее, нецивилизованности); при этом
и
сотня томов, по объему равных "Энциклопедии", не вместила бы всего материала, а
лишь создала бы неудобства для читателя. Я отобрал то, что посчитал самым
важным
для создания целостной картины колдовства, представляемой ниже: картины
величайших обманов и заблуждений, кажущиеся невозможными, как невозможно и само
"преступление" колдовства. Количество статей можно было бы удвоить или даже
утроить, но это явно не сделало бы читателя ни богаче, ни образованнее Конечно,
автор книги хорошо представляет возможные упущения. Что же касается неточностей
в изложении фактов, то я заранее приношу свои извинения и, по примеру моего
учителя, покойного Джорджа Г. Култона (Coulton) из Кембриджского университета,
всегда сопровождавшего подобными извинениями свои основные труды по истории,
обещаю исправить допущенные исторические неточности в последующих изданиях.
Даже самый беглый просмотр "Энциклопедии" покажет, что источники информации
можно было найти только в крупнейших библиотеках, содержащих по крайней мере
два
миллиона томов. Самое большое и лучшее в мире собрание материалов для изучения
колдовства находится вКорнельском университете, около сорока лет любовно и
тщательно собиравшееся его первым президентом Эндрью Диксоном Уайтом, особенно
в
то время, когда он исполнял обязанности полномочного дипломатического советника
в Берлине. Разыскивать и приобретать документы Уайту помогал его библиотекарь,
профессор истории Джордж Линкольн Барр. К сожалению, Барр, обладавший более
глубокими и всесторонними знаниями в области колдовства, чем любой
исследователь, занимавшийся когда-либо этим предметом, редко печатался и не
оставил литературного наследия. Правда, другой выдающийся исследователь
колдовства, Генри Чарльз Ли, оставил свое личное собрание Пенсильванскому
университету.
Введение
Если бы крики и вопли этих мучеников, страдавших за человечность - поскольку и
"колдуны", и их защитники действительно существовали - удалось выпустить из
стальных дверей библиотек вместе с протестами, то нам удалось бы показать
современному читателю, сколь велика опасность фанатизма и ограниченности
мировозрения, и сколь необходимо движение мысли во всех сферах человеческой
культуры. В этом случае ценность исследования будет большее, чем просто
историческая или сенсационная. Тогда осуществится и основная задача любого
научного исследования: изучить прошлое, чтобы понять настоящее и предвидеть
|
|