|
будущее
В заключение я хотел бы выразить признательность всем тем, кго оказал мне
различ%-ную помощь в подготовке "Энциклопедии"' м-ру Ли Эшу, Нью-Йорк; м-ру
Е.Дж. Биллу, ЛБ, Лондон; Д-РУ Курту Бюлеру, б-ка Пирпонта Моргана, Нью-Йорк;
м-с
Мод Коул, Резервный Фонд Нью-Йоркской публичной 6-ки; м-л Терезе д'Альверни,
ПНБ; м-с Александре Добкин, Нью-Йорк; м-с Ричард Фрайд, Нью-Йорк; д-ру Альберту
Фридману, Гарвардский ун-т; м-с Вохан Гилмор, б-ка фонда Боллингена, Нью-Йорк;
м-ру Джону Ханнесону, исландское собрание, БКУ; м-с Эдит Хендерсон, Библиотека
законов Гарварда; д-ру Рудольфу Хиршу, б-ка Ли; м-с Филомена Хулиан, Резервный
фонд Нью-Йоркской б-ки; Д-РУ Ричарду В.Ханту, ББ в Оксфорде; м-с Фрейя Ярви,
Хельсинский ун-т, Финляндия; проф. Уильяму Р.Кисту, БКУ ; проф. Джону Е. Келле-
ру, университет Северной Каролины; м-с Генри Крул, Нью-Йорк, м-ру Герриту Лен-
сингу, "Нью-Йорк; м-ру Джину Либерти, Нью-Йорк; д-ру Генри Ф. Майнсу, Клинтон,
Нью-Джерси; м-ру Леонарду Е. Майнсу, Вудсток, Нью-Йорк; д-ру Тауно Му-станойя,
ун-т Хельсинки, Финляндия; м-ру Эдварду Нейлу, Гарвардский ун-т; м-с Лиз-бет
Е.Равски, БКУ; м-ру Дереку Руперу, Линкольн-колледж, Оксфорд; проф Джеймсу Л
Розье, Корнеллский ун-т; м-с Марии Сальваторе, Нью-Йорк; д-ру Кеннету Сет-тону,
б-ка пенсильванского ун-та; м-ру Льюису М.Старку, Резервный фонд Нью-Йоркской
публичной б-ки; проф Френсису Ли Отли, ун-т штата Огайо; проф. Беатрис Е.Уайт,
Вестфилд колледж, Лондонский ун-т
Особую благодарность я приношу издателям за их личную заинтересованность и
помощь в этой работе
й на протяжении всех предшествовавших двадцати лет я нахожусь в неоплатном
долгу
перед моей женой, Элен Анной Мине Робине, за ее постоянные советы и
непрестанную
поддержку. Все годы, в течение которых писалась "Энциклопедия", она целиком и
полностью посвятила себя выполнению семейных обязанностей.
Р X Роббинс Катсбаан Ондерхейгель, Саджартис, Нью-Йорк, Сретение Господне, 1959
Введение
Хотя за тысячу лет каждодневного употребления слова "ведьма" и "колдовство"
несколько раз меняли свое значение, сегодня "колдовство" вернулось к своему
первоначальному определению, соединяющему черты магии и чародейства, резко
расходясь с тем ограничительным толкованием, которое вкладывалось в него в XVI
и
XVII веках. Если бы под колдовством никогда не подразумевалось ничего большего,
чем искусство "потрепанной, старой, беззубой карги с ввалившимися глазами,
бродившей по улицам, опираясь на клюку", то Европа не страдала бы на протяжении
трех столетий (с 1450 по 1750г.) от самого потрясающего
кошмара, отвратительных преступлении и величайшего позора западной цивилизации,
всеобщего ослепления, которое когда-либо претерпевал homo sapiens - человек
разумный. Эта книга - об этом позоре и преступлении.
Поразительны и жестоки судебные отчеты, посвященные колдовству, где убожество
душит порядочность, низменные страсти прикрываются благочестием, а человеческий
разум низводится до соучастия в таких гнусностях, какие постыдились бы
совершать
даже йэху из книги Свифта.
Ничто не было столь ложным и не длилось так долго. Колдовство разрушило
принципы
имых. Необходимо тщательно оберегать место ! заключения ведьмы от пауков и
мух, причем любое непойманное животное считается ускользнувшим благодаря своим
дьявольским возможностям, таким образом [ доказывая виновность
арестованной.
i Обычное сообщение, слух или сплетня являлись достаточным основанием для
вынесения обвинения в колдовстве, арестованные
: подвергались пытке до тех пор, пока не признавали свою вину. Если же сплетня
не принималась во внимание, то это также считалось признаком виновности.
Какая пропасть разделяет ведьму из сказки братьев Гримм "Гензель и Гретель" и
ту, против которой самые искушенные умы Западной Европы на протяжении трех
столетий мобилизовывали все ресурсы церкви и государства! "Германия почти
полностью покрыта кострами, сложенными для ведьм", - писал примерно в 1600г.
один искушенный судья по ведьмам. "В соответствии с отчетом, в S Швейцарии
исчезли многие деревни. В Лота-' рингии путешественники могут видеть тысячи и
тысячи столбов, к которым привязаны ведьмы".
Нельзя усомниться в том, что старая карга была неприятной, нежелательной и злой
женщиной, но сама по себе она представляла не большую опасность для общества,
чем в наше время цыгане, пользующиеся дурной известностью из-за своей бродячей
жизни, мошен-, ничества и ворожбы. Однако власти уделяли I нейтрализации
|
|