|
колдовства такое большое внимание, что наконец перестали сомневаться в том, что
нападение неизбежно. Та, на которую с 1450 по 1750г. вели охоту инквизиторы,
церковные и светские суды, была вовсе не ¦ старой каргой, а членом некоего
международного движения, мощной разрушительной силой, 'действовавшей день и
ночь
ради разрушения i истинной религии и против установления Царства Божия.
Велики
силы зла, и их власть всюду, где нет Христианского Бога и Христи-"анского
Дьявола. Пособничество Сатане было 'более тяжким преступлением, чем
государственная измена, поскольку земная жизнь человека представлялась
ничтожной
перед будущей •вечной жизнью. Колдовство являлось преступ-иением против Господа,
и поэтому оправдывались любые средства по его искоренению.
1 "Как бы мы не наказывали ведьм, поджа-Ьивая или варя Их на медленном огне,
все
(равно этого недостаточно, - заявлял Жан Боден, известный французский адвокат,
экономист и политолог, чья книга о ведьмах
стала образцом, - ибо это не столь ужасно по сравнению ...с той вечной мукой,
которая уготована ей в аду; поскольку здесь огонь не может продолжаться более
часа или до тех пор, пока ведьма не умрет".
Следующие примеры, внешне похожие друг на друга, помогут прояснить историческую
концепцию колдовства, представленную в данной "Энциклопедии", показать ее
отличие от современного расширительного толкования чародейства и магии, а также
различия между еретиком и колдуном.
Первый пример взят из процесса в Сент-Осайте (Эссекс, Англия, 1582). Перед
выездной сессией в Челмсфорде предстали четырнадцать женщин, в основном по двум
видам обвинений: наведении порчи и убийстве путем околдования. Большинство из
них время от времени ссорились с соседями, поэтому, если у кого-то случалось
несчастье с коровами или с гусями, или же не сбивалось масло, подозрение падало
на них. Кроме того, нескольких женщин обвинили в вызывании смерти путем
колдовства. Так м-с Гаррисон, жена священника, считала, что ряд несчастий,
включая ее собственное слабое здоровье, были связаны с колдовством Агнесс Херд.
Ее муж пообещал допросить подозреваемую: "Ты, гнусная шлюха! Я знаю, что ты
околдовала мою жену, и, как Бог свят, если ты еще раз побеспокоишь ее, я
переломаю тебе все кости. И, кроме того, я постараюсь, чтобы тебя повесили".
Через несколько месяцев м-с Гаррисон снова заболела, и ее подозрения
относительно Агнесс Херд усилились. "Супруг мой, да благословит Господь тебя и
твоих детей, поскольку я теперь полностью уверена в ее гнусностях". Через два
дня м-с Гаррисон умерла, ее последними словами были: "О, Агнесс Херд, Агнесс
Херд, ты погубила меня". Агнесс Херд была привлечена к суду и, к удивлению
многих, оправдана.
Другой пример - из Тринга (Лестершир, Англия, 1757). Руфь Осборн и ее супруг,
были старыми и бедными людьми, сторонниками малопопулярного мятежа Стюартов
1747
года, имевшими репутацию колдунов. Если у кого-то случались неприятности, в них
обвиняли Осбор-нов. Особенно яростно их обвинял фермер по имени Баттерфилд-
Однажды матушка Осборн попросила у него немного пахты,
"но Баттерфилд ей очень грубо ответил, что у него не хватает даже для своих
боровов. Это возмутило старую женщину, которая отправилась восвояси, заявив фер
были едины с европейскими католиками. Решение помогать Сатане, побуждавшее
ведьму к заключению договора, закономерно вытекало из ее греховности,
вследствие
чего хитроумная ведьма должна пытаться обманывать людей, ведя добродетельный
образ жизни. Поэтому в колдовстве мог быть обвинен и тот, кто никогда не ходил
в
церковь, и тот, кто регулярно посещал службы. Их объединяло мысленное отрицание
всемогущества Господа и, как следствие, присоединение к тем духовным силам,
которые церковь именовала порочными. Таким образом, договор, заключенный с
Дьяволом или соглашение действовать против христианского Бога и христианской
церкви становились "преступлением совести", то есть преступлением, совершаемом
мысленно или в воображении. Изначально колдовство не было связано с конкретными
действиями, оно относилось к мировоззрению и идеям: никто никогда не видел
ведьму, летящей на помеле, но тысячи людей описывали, как и почему она летала.
Агнесс Херд была привлечена к суду не за колдовские действия, а за свои
убеждения, попытку инакомыслия.
На практике же в Англии (в отличие от Франции или Германии) ведьму обычно
обвиняли в причинении конкретного зла. Практические действия замещали их
теоретическое толкование. Однако английские теоретики единогласно утверждали,
что ведьму можно определить только, если был заключен союз с Дьяволом. И
|
|