|
себя) и чародейство без наступления пагубных последствий тоже считались
уголовным преступлением. Подобная позиция отражала противоречие между
примитивными и поздними концепциями колдовства, между чародейством,
существовавшим в любом первобытном обществе, и колдовством - чародейством,
соединенным с ересью, которое могло появиться только в христианском обществе.
Рост суеверий и невежества в царствование Елизаветы можно проследить в
описаниях
таких известных и типичных процессов, как суды над челмсфордскими ведьмами
(1566), первым большим процессом в Англии, сент-осайтскими ведьмами (1582),
одними из первых, где пренебрегли традиционными правилами дачи свидетельских
показаний, и ужасный суд над уорбойскими ведьмами (1593), когда ужимки 5
больных
детей обрекли на смерть троих невиновных.
При Елизавете существовала практика, согласно которой женщина, обвиненная в
околдовывании детей, могла лично выслушать их заявления перед лицом суда и
попытаться их опровергнуть (какими бы нелепыми они ни были). Ведьма могла быть
оправдана. В том же 1582г., когда были повешены сент-осайтские ведьмы,
известная
колдунья Эллисон Лоус была просто приго-
"ЯН
Англия, колдовство в
г
ворена к покаянию "с повязкой на лбу" на рыночной площади в Дареме. Даже после
принятия нового, более сурового закона при Якове I, когда четырнадцатилетняя
Анна Гантер из Нортмортона (Беркшир) заявила, будто одна старуха околдовала ее,
суд закончился оправданием обвиняемой. Судьи отказались признать заклинанием
следующий текст: "Я, Мери Пепвел, требую, чтобы ты, белая жаба, вышла из Анны
Гантер". После суда девочку осмотрел доктор, диагностировавший врожденную
истерию Анна призналась, что притворялась одержимой сверхъестественными силами,
и была обвинена в клевете. Начиная примерно с 1600г., было разоблачено много
подобных детей: Бартонский мальчик (1597), Нор-твичский мальчик (1604),
Лестерский мальчик (1616), Билсонский мальчик (1622) и Эдмунд Робинсон -
Обманщик из Пендла (1633). [См. Дети-обвинители].
Позже законодательство Якова I в тех же выражениях требовало более сурового
наказания за аналогичные преступления, В законе идея о вызывании духов
развилась
в понятие договора с Дьяволом, и уголовным преступлением стал "союз с любым
злым
и грешным духом". Подобное соглашение было ядром колдовской ереси, хотя многие
обвинительные заключения по-прежнему ос-
' новывались на простых действиях по наведе-
' нию порчи.
Фантастические процессы елизаветинской эпохи основывались на попытках наощупь
"отделять зерна от плевел". "Плевелами" был /[ьявол, усердно трудившийся над
растлением человеческих душ - даже если его слова исходили из уст младенцев. В
поздних уложениях закрепилась следующая законодательная процедура: основным
доказательством вины стало клеймо Дьявола, которое тот давал лишь тем, кто
подтверждал свой союз с ним подписанием договора.
К примеру, в 1645г. в Челмсфорде Метью Хопкинс, сделавший карьеру на
обнаружении
ведьм, заменил бредовые детские показания поиском бородавок. Возможно, он
разработал эту "технику", чтобы перехитрить детей, показания которых уже не
пользовались доверием, ибо они часто признавались, что обвиняют старух ради
получения прибыли или, как салемские девушки в Америке, ради "удовольствия".
Исследователи расходятся во мнении о том, когда именно мания
преследования
ведьм свирепствовала с наибольшей си< Например, Кеттридж полагал, что кал!
нисты
времен Республики и, следовател! английские пуритане Нового времени, были
нетерпимее прочих, но его свидете ство тенденциозно. С другой стороны, Н штейн
считал, что протестантские лиде/ высланные из Англии при королеве Map]
распространяли фантастические понятия колдовстве, приобретенные на континен1 До
недавнего времени его поддерживал Тр вор Девис, подчеркивавший тенденцию
снижению количества процессов над вед мами при первых двух Стюартах - Яка и
Карле I - и их внезапное оживление щ кальвинистах во время Великого
мяте" 1642-1660 гг. Это более правдоподобж чем фанатичнее вера в Бога, тем
враждебне отношение к ереси, - и ведьмы, как слуп Дьявола, были худшими
еретиками: от были вероотступниками.
"Суеверие, поощряемое церковью, ста новится верой. Если признать, что Дьяво
существует, то недалеко и до предположе ния, что с ним возможно личное знаком
ство, соглашения и связи. Протестант! были так же суеверны, как и католики,
Реформация никоим образом не ослабил преследований, основанных на этих неле пых
верованиях" (Ewen, "Witch Ни and Witch Trials", 1929).
Предпринятые впервые Ивеном следования обвинительных актов, coxpaf нившихся
|
|