|
образом, превращений реально не существует, они лишь кажутся реальными
благодаря
воображению, подобно поддельному золоту алхимиков, которое только выглядит как
настоящее. Как и Августин, А. отвергал реальные превращения (ликантропию),
допуская лишь "воображаемое появление" (phantasticam apparitionem). Однако
поздние богословы цитировали А. для подтверждения возможности превращений.
4. Вызывание бури
А. верил в способность дьявола (с Божьего соизволения) причинять зло, включая
вызывание бури (как он объяснял в своих комментариях к книге Иова). Кроме того,
А. изложил правила применения чар.
5. Лигатура
В своих "Quaestiones Quodlibttaies" A. писал: "Католическая вера утверждает,
что
демоны существуют, могут причинять вред и препятствовать телесному
совокуплению". Они делают это очень просто, например, вызывая у мужчины
отвращение к определенной женщине. А. также верил в то, что по соглашению
(foedus) с дьяволом старухи могут портить детей сглазом или с помощью
обольщения.
Чарльз Хопкинс:
"Очевидно, что Фома Аквинский прямо или косвенно допускал, толковал и
поддерживал веру в колдовство в ее важнейших проявлениях, и что его теории
распространялись, дабы подкрепить достоверность других теорий" (1940).
Утверждая, что соглашение с дьяволом является ересью, А. кроме этого защищает
тезис о том, что сожжение еретиков допустимо, ибо в Новом Завете они названы
ворами и волками, а обычай повел* вешать воров и убивать волков. Когда
N
дившаяся под контролем доминиканцев квизиция передавала еретиков граждане
властям для осуществления казни, обь цитировались слова А.: "Если фальшиво
нетчиков или других мошенников прип ривают к смерти без малейшего снисхо" ния,
то еретики должны быть не тол отлучены, с того самого момента, как осуждены,
но и умерщвлены" ("Sum Theologica", II. XI).
Александр VI, папа
В конце XVb. Инвизиция разверну борьбу с ведьмами по всей Европе. Па]
Иннокентий VIII специальной буллой ра пространил влияние инквизиции на Герм,
нию. Расширяя полномочия, данные папе Иннокентием VIII инквизиторам Гермг нии,
папа А. VI в булле "Cum acceperimus (1501) ("Об обязанности") подтверждав
власть инквизитора Анджело из Вероны Haj всей Ломбардией.
|
"Как нам стало известно, в Ломбарди мужчины и женщины предались колдов^ ству и
дьявольским предрассудкам и со| вершают неподобные деяния. С помощьк ядов
(veneficia) и других разнообразнь ухищрений они уничтожают люден, жнво-| тных
и
урожай, впадая в скандально заблуждение. [Следовательно], во испол-1 нение
нашего пастырского долга, как за-| поведано нам Господом, мы преисполнен ны
решимости искоренить подобные пре-j ступления, предотвратив, насколько это i
наших силах, с помощью Господа, распро-| странение подобной клеветы и
заблужде-1
ний. Руководствуясь этими причинами,! мы направляем тебя и твоих
последовате-
Г лей в Ломбардию и выражаем наше пол-| ное доверие и повелеваем тебе как
одно-!
му, так и в компании тех честных людей,! которых ты выберешь, ревностно разыс-Г
кивать поименованных выше мужчин и| женщин, карать и наказывать их в соот-|
ветствии с законом.
Дабы ты преуспел в этой миссии, на-1 стоящим мы наделяем тебя полной властью!
над ними, невзирая ни на какие законы,! апостольские установления, разрешения
или! привилегии, предоставленные в другое вре-| мя, какого бы рода они ни были".
27
Алье, Элизабет
Александр VI, папа (1492-1503)
Аналогичная булла была дана папой Юлием II Джорджо де Касале (1503),
инквизитору
из Кремоны, с предписанием уничтожать "огнем и мечом" колдунов в Ломбардии,
особенно гнусных и отвратительных, из-за способности превращаться в котов. Он
должен был действовать, невзирая на сопротивление священников и мирян. Позже,
20
июля 1523г., папа Адриан VI сослался на эту буллу и, поскольку колдовство еще
имело место, снова подтвердил свои распоряжения в булле, данной Модестусу
Винцентинусу, инквизитору из Комо.
Алье, Элизабет
Французское колдовство [см. Франция, колдовство в.] XVIIIb. отличалось
рекордным
|
|