|
енной на острых зубцах пыточного станка, рижигая ей ступни серой, поскольку она
не ризнавалась в союзе с дьяволом. Сойдя с ма, она умерла под пыткой (Holzinger,
Zur Naturgeschichte der Hexen", 1883). В S79r. в Линце (Тироль) расследовалось
ело Эмеренцины Пихлер, через год осуж-енной вместе с двумя старшими детьми. Ее
эжгли 25 сентября, а ее детей, двенадцати четырнадцати лет, --27 сентября 1680г.
В 1679г. в Мерано (Тироль) четырнадца-иетний бродяга был заподозрен полицией
вызывании бури. Мальчик был настолько :вежествен, что даже не знал своего имени,
) под пыткой признал обвинение и назвал юих сообщников в возрасте от
восемнадца-
! до двадцати пяти лет. Все четверо были жжены 13 декабря 1679г. Казни в этих
:стах стали настолько распространенными, о священник Лоренц Паумгартнер запи-л
в
дневнике, что только в его небольшом !иходе в течение 15 месяцев были казнены
ведьм (около 1680г.). В 1688г. в Штирии обвинению в колдовстве была сожжена лая
семья с детьми и слугами. В 1695г. в 1тейермарке (южная Штирия) некая Ма-на
Шепп, оказавшаяся подсудной петта-ким доминиканцам, после шести с полови-й
часов
пыток на раскаленном стуле при-алась в сожительстве с дьяволом.
После двух наибольших всплесков около 70 и 1690 гг. процессы над ведьмами в
)стрии постепенно прекратились, что со-ало с общим окончанием охоты на ведьм
Европе.
[См. Германия, колдовство в; Каролин-ш кодекс]
Аквннский, Фома (ок. 1227-1274)
Один из пяти великих теологов церкви, линиканец. Томизм - философия А. - 1яется
официальной доктриной Ватикана, же в 1879г. папа Лев III обязывал всех
•олических священников "принять учение как основу своей богословской позиции".
Профессор Джордж Л. Барр, один из 1знанных историков колдовства, возлага-*а А.
большую ответственность: "Все эти юбники и слуги Сатаны появились на свет
головы
монашествующего логика". Авторанних книг о колдовстве постоянно 1лаются на
Нидера, Винети, Шпренгера
и Инститориса (авторов "Молота ведьм") цитируют А. наряду с Библией и
Августином, как наиболее авторитетный источник - так же, как их последователи
цитировали "Молот ведьм". А. отрицал формальный договор между человеком и
Дьяволом, но его концепция прямого или косвенного общения с Сатаной заложила
основу грядущей охоты на ведьм.
Рассуждения А. оказали значительное влияние на пять основных направлений
практического изучения колдовства:
/. Сексуальные сношения с дьяволом
А. разработал и теоретически обосновал заимствованные у византийских богословов
положения о половых извращениях, происходящих во время шабаша ведьм, о том, что
человек может совокупляться с дьяволами и что женщина может забеременеть с
помощью суккуба, молниеносно переносящего в нее семя мастурбирующего или
прелюбодействующего мужчины. В книге "Quaes-tiones Quodiibetales" А. пишет:
"В связи с тем, что демон способен украсть семя невинного юноши во время ночной
поллюции и влить его в чрево женщины, она может забеременеть. Отцом же будет не
дьявол, а мужчина, чье семя оплодотворило ее, причем он при этом потеряет
невинность. Таким образом нет никакого чуда в том, что мужчина может быть
девственником и отцом одновременно".
Сексуальные сношения с дьяволом были стандартным пунктом обвинений даже на тех
процессах, где почти не упоминалось об участии в шабаше.
2. Перемещения
А. заимствует рассуждения Альберта Великого о том, что, искушая Христа на *~оре,
Сатана воплотился и, сделавшись невидимым, носил Христа на своих плечах, однако
при этом больше ходил пешком, чем летал по воздуху. Отсюда следует заключение,
что дьяволы могут переносить ведьм по воздуху, лишь приняв облик человека.
А. развил учение Августина о природе экстаза (raptus) как первоначальной форме
астральной проекции, при которой дух может испытывать ощущения независимо от
тела. (Другие схоласты, современники А., такие как Джон Солсберийский,
критиковали веру в перемещения, считая это иллюзией.)
Александр VI, папа
3. Превращения
А. безоговорочно разделял популярную, одобрявшуюся и Августином, теорию о
способности Дьявола превращать людей в животных (подобно Цирцее, превратившей
спутников Одиссея в свиней). Его рассуждения были чрезвычайно сложны: он считал,
что дьявол порождает иллюзию в сознании человека, а затем из воздуха создает
вторичную внешнюю иллюзию, соответствующую предыдущей ментальной иллюзии. Таким
|
|