|
Вангьял - отправились в путешествие по Европе и Соединенным Штатам, чтобы
поделиться с Западом своим культурным и духовным наследием. Последователей бон
называют бон-по.
БОСАЛЬ
В культе вуду - так называемый "бог-дикарь", дух которого впервые вселяется в
человека. Босаль неистовствует и терзает человека, и жрецу-унгану приходится
прило-
жить немало усилий, чтобы об\ дать его.
БРАХМА
Первый бог индусской троицы бог-творец. Согласно многим ми фам, родился в
космическом яйщ плавающем в мировых водах, затем! усилием мысли расколол это
яйп"' на две половины и создал таким о разом небо и землю; загем созд пять
первоэлементов (воду, огоь землю, воздух и Акашу), затем мысль, богов и все
духовные яв/к ния. После этого, разделившись н мужскую и женскую половины
Брахма произвел на свет все пред меты материального мира. Счита ется, что срок
бодрствования Бpa^ мы равен 4 320 000 000 земных) лет; после этого он
погружается i [ сон и все, что он сотворил, пере
Женщина, "оседланная" босалем - духом женского пола по имени Мами Вата. Ее
спут-
| ник следит, чтобы во время транса она не навредила себе
785170
86
БРАХМАН
Брахма. Бронзовая статуя
стает существовать, а затем возни кает снова
БРАХМАН
В классической индийской ме тафизике - Абсолютная Реаль ность, порождающая всю
совокуп ность духовных и материальных яв лений .этого мира Брахман вечен,
неописуем и непостижим, все что возникает, о гделяется от Брахмана все, что
перестает существовать, возвращается в Брахман В отличие от Атмана, Брахман
безличен и
пассивен это не Бог, не Творец не Мировая Душа Однако ничто не су шествует
вне
Брахмана, "отделить ся от Брахмана значит о ггороди1 ь ся от него покрывалом
иллюзии и < индивидуально существовать" за этим покрывалом до тех пор, пока оно
не исчезнет Такое покрывало дает нам Атман (Вселенское "Я"), но и он, в
конечном счете, является таким же Брахманом, как и все остальное Понимание
этой простой истины составляет основу мисти ческого учения индуизма
87
БРАХМАНДА
БРАХМАНДА
Ритуальная скульптура в форме удлиненного яйца; символ изначального единства
Вселенной. В индийской метафизике считается, что энергетическое тело человека
(см Эфирная физиология) имеет форму брахманды; это мнение получило широкое
распространение в современных метафизических учениях Запада
БРАХМАНИЗМ или СМАРТИЗМ
Древнеиндийская религия, пришедшая на смену ведизму Название получила от
брахманов - жреческого класса и Брахмана - верховной силы, которой брахманизм
придает огромное значение
Брахманисты почитают в качестве самых авторитетных писаний Шрути (особенно
Упанишады), а из вторичных ведических писаний -Слфити-шастры "Бхагавадгиту" и
ведантические даршана-шастры (особенно "Веданта-сутру" и труды Шанкарачарьи).
Пуранам они уделяют мало внимания, а Агамы (вишнуитские, шиваитские и шак-
тистские либо отвергают совсем, либо формально признают как священные и
авторитетные, но на деле игнорируют Высшего Бога брахманисты считают совершенно
безличным, т.е. придерживаются философии имперсонализма. На практике
брахманисты
допускают поклоне ние любым формам Бога, не отдавая особого предпочтения ни
одной из них. ОснЪвными методами духовной практики они считают джняна-йогу
(философские размышления над идеями веданты и их непосредственную реализацию на
собственном опыте), Брахма-упасану ("поклонение Брахману", т е. медита цию на
тождество собственной души и Абсолюпю] и Брахма-яджню
Брахманда с многоголовой коброй - см| волом поднявшейся силы Кундалини
т е. "жертвоприношение Брахма; ну", состоящее в изучении и рец№ тации текстов
Вед
Брахманисты строго придерти! ваются кастовых различий и обы", но не допускают
обращения в сво"| религию низкокастовых и внекас вых индийцев и тем более
неиндий! цев. Себя они именуют двиджаба дху или дваждырожденными. Имея) но в
среде брахманов-ортодоксо: продолжают сохраняться мно древние ведические обряды,
р тация Вед, огненное жертвопр,
88
БРАХМАЧАРЬЯ
шение (агнихотра или яджня). обряд надевания священного шнура (упанаяна),
сандхья-вандана и др.
БРАХМАЧАРЬЯ
|
|