|
белый камень, представляющий собой священный центр Земли; расположен "на море-
океане, на острове Буяне" Согласно реконструированным языческим преданиям,
Алатырь упал с неба, и на нем были начертаны законы не бесного бога Сварога.
Алатырь упоминается во многих заговорах и в старинных стихах о Голубиной книге.
*
АЛЛАТ
(Арабск., "[главная] богиня")
Древнеарабская богиня неба и дождя. Главная святыня Аллат - белый камень -
находилась в Хиджазе, к ней совершались паломничества верующих. В доисламском
культе Ал лаха, приверженцами которого были предки пророка Мухаммада, Аллат
считалась старшей из трех дочерей главного бога. В 53-й суре Корана существуют
так называе-
29
ISBN 5-17-C
9 785 170
АЛЛАХ
мые "сатанинские стихи", свидетельствующие о том, что сначала Мухаммад пытался
включить Аллат и ее сестер в исламский пантеон как "небесных птиц" и дочерей
Аллаха, которые заступаются за людей; однако впоследствии он отказался от
собственных слов и заявил, что они были внушены ему Шайтаном.
АЛЛАХ
(Арабск., "[верховный] бог") В
исламе - единый и единственный бог, творец мира и господин Судного дня,
пославший к людям Мухам-мада в качестве своего посланника. Кратчайший исламский
символ веры гласит: "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха".
Аллаху подчинено все, и ничто не может свершиться помимо его воли; он милостив
к
праведным и суров к неправедным. Осознавая это, благочестивый мусульманин
должен
оставить все сомнения и всецело положиться на волю Аллаха, следование которой
является наилучшим из всех возможных путей.
Проблемы связи между Аллахом и людьми постоянно находятся в центре внимания
теологии и мистической философии ислама. По существу, вся мусульманская
теология
началась с одного простого вопроса: если все человеческие поступки совершаются
по воле Аллаха, то за что же Аллах наказывает грешников? Ответы на этот вопрос
были чрезвычайно разнообразными: от признания за человеком некоторой
самостоятельности в поступках (школа мутазилитов) до сложной мистической
концепции "предуста-новления и предопределения" (школа джабритов), в которой
Аллах является единственным свободным действователем, а человек лишь
"присваивает" его действия, руко-
водствуясь при этом своей свобод ной волей.
Считается, что Аллах не имеет ни облика, ни каких-либо зримых признаков; все
его
атрибуты, упо мянутые в Коране (руки, глаза и т.п.) признаны метафорами поэти
ческого языка. Тем не менее, Коран не отрицает, что верующий може) познать
Аллаха и соединиться с Ал лахом. Приемы такого познания v соединения составляют
основу ми стических учений суфиев. В религиозной философии ислама Аллах
представляется как высший разум (он же высшая Любовь), который творит мир,
последовательно воплощаясь в нем через иерархию эмана ций (ср. Сефирот].
Смысл веры в Аллаха заключает ся для каждого мусульманина в том, что он убежден
в существовании Всевышнего Аллаха, Единого и Единственного, Вечного, Живого и
Бессмертного. Он не родил и не был рожден, и по своей сути, качествам и
действиям Он выступает против всех случайностей и превратностей Ему нет предела
и нет образа, Он всемогущий вершитель добра и зла но не благосклонный ко злу и
не лю бящий его. Ничто в мире не может совершиться без Его воли и Его зна ния,
ибо Аллах - единственный подлинный Царь и Судья для всех людей, Милостивый,
Милосердный и Всепрощающий. Священный Коран, ниспосланный Мухаммаду и
являющийся
главной книгой для всех мусульман, предписывает называть Аллаха 99 именами-
эпитетами, так как основным проявлением благочестия считается как можно частое
упоминание Аллаха и его Имен. Их числу соответствует количество бусин на
стандартных му сульманских четках.
30
АЛЛИЛУЙЯ
i АЛЛИЛУЙЯ
(Еврейск., "хвалите Господа!")
В христианском богослужении -Ьрипев религиозных песнопений; заимствован из
библейских псалмов. Обычно повторяется троекратно, как обращение ко всем ипоста
сям Святой Троицы. В православии после этих слов, как правило, добавляется
"Слава Тебе, Господи!" (у старообрядцев "Аллилуйя" повторяется дважды с
добавлением "Слава Тебе, Боже!").
АЛТАРЬ
1 Священное место, на котором совершаются жертвоприношения, возлияния и прочие
|
|