|
никакие семена не прорастают, так же точно, государи, на почве нирваны
никакие аффекты не прорастают. Это четвертое свойство, государь, общее у
нирваны с горной вершиной. Затем, государь, как горная вершина далека от
гнева и пристрастия, так же точно, государь, нирвана далека от гнева и
пристрастия. Это пятое свойство, государь, общее у нирваны и горной
вершины. , Отлично, почтенный Нагасена. Да, это так, я с этим согласен..
[Вопрос 11 (81)]
- Почтенный Нагасена, вы утверждаете, что нирвана - ни Прошлая, ни
будущая, ни нынешняя, ни ставшая, ни не ставшая, ни породимая. Допустим,
почтенный Нагасена, что некто истинно-делающий осуществляет нирвану.
Осуществляет ли он ее [как уже] ставшую или же порождает ее и [тем
самым] осуществляет?
-- Когда некто истинно-делающий осуществляет нирвану, государь, он ни
осуществляет ее [как уже] ставшую, ни порождает ее и [тем самым]
осуществляет. Но есть, государь, основа нирваны, ее-то и осуществляет
истинно-делающий.
- Не темни, почтенный Нагасена, отвечая на этот вопрос. Ответь на него
ясно и понятно, с охотой и воодушевлением высыпи здесь все передо мной,
что ты изучил. Ведь люди на этом запутываются, повергаются в недоумение
и впадают в сомнения. Вскрой этот нарыв, извлеки занозу.
- Есть, государь, основа нирваны - покойная, счастливая, возвышенная.
Следуя наставлениям Победителя, истинно-делающий ощупывает своей
мудростью слагаемые и осуществляет ее. Скажем, государь, как подмастерье
следует наставлениям мастера и осваивает своею мудростью науку, вот
точно так же, государь, следуя наставлениям Победителя, истинно-делающий
осуществляет нирвану своею мудростью. Как же следует мыслить себе
нирвану? Ее следует мыслить себе свободной от бед и напастей,
безопасной, надежной, спокойной. Представь государь, что человек горел в
жарком, палящем огне, в целой поленнице дров. Напрягшись, он вырвался
оттуда, добрался до места, где нет огня, и счастлив тем безмерно. Вот
точно так же, государь, истинно-делающий осуществляет своим подлинным
вниманием нирвану, удаленную от жгучего пламени тройного огня. Здесь,
государь, огню следует уподоблять тройной огонь, человеку, попавшему в
огонь, уподоблять истинно-делающего, месту, где нет огня, уподоблять
нирвану. Или представь, государь, что человек очутился посреди кучи
трупов змей, петухов и людей, в груде туловищ, хвостов и кусков падали и
завален в непроходимом завале из трупов. Напрягшись, он вырвался оттуда,
добрался до места, где нет трупов, и счастлив тем безмерно. Вот точно
так же, государь, истинно-делающий осуществляет своим подлинным
вниманием нирвану, удаленную от падали аффектов. Здесь, государь, трупам
следует уподоблять пять услад, человеку, заваленному трупами, уподоблять
истинно-делающего, месту, где нет трупов, уподоблять нирвану. Или
представь, государь, что человек находился в опасности, дрожал, трепетал
и мысли его были в смятении и беспорядке. Напрягшись, он вырвался из
[опасного места], добрался до прочного, надежного, твердого, безопасного
пристанища и счастлив тем безмерно. Вот точно так же, государь,
истинно-делающий осуществляет своим подлинным вниманием нирвану,
удаленную от опасностей и страхов. Здесь, государь, опасности следует
уподоблять вновь и вновь возникающую опасность рождения, болезни,
старости и смерти, человеку, попавшему в опасность, уподоблять
истинно-делающего, безопасному пристанищу уподоблять нирвану. Или
представь, государь, что человек поскользнулся на грязном, склизком,
илистом, тинистом месте. Напрягшись, он очистился от болотной грязи и
тины, выбрался на чистое и сухое место и счастлив тем безмерно. Вот
точно так же, государь, истинно-делающий осуществляет своим подлинным
вниманием нирвану, удаленную от тины и грязи аффектов. Здесь, государь,
тине следует уподоблять прибыль, славу и почести, человеку, упавшему в
тину, уподоблять истинно-делающего, чистому и сухому месту уподоблять
нирвану. Итак, как же осуществляет нирвану истинно-делающий? Всякий
истинно-делающий, государь, ощупывает [своей мудростью] кружение
слагаемых [дхарм]. Ощупывая кружение слагаемых, он видит в нем рождение,
видит старость, видит болезнь, видит смерть и не видит там ничего
счастливого и отрадного, за что можно было бы ухватиться, - ни с начала,
ни с середины, ни с конца. Скажем, государь, как на добела раскаленном,
пылающем, пышущем жаром железном шаре человек не видит ни с одного
конца, ни с середины, ни с другого конца ни единого места, за которое
можно было бы ухватиться, вот точно так же, государь, тот, кто ощупывает
кружение слагаемых, видит в нем рождение, видит старость, видит болезнь,
видит смерть и не видит там ничего счастливого и отрадного - ни с
начала, ни с середины, ни с конца. Не видя, за что можно было бы
ухватиться, сознание его впадает в томление, во всем теле у него
начинает печь, и он, [чувствуя себя] обнаженным, незащищенным и
беззащитным, проникается отвращением ко всякому становлению. Представь,
государь, что человек попадает в жарко пылающий огромный костер и там,
[чувствуя себя] обнаженным, незащищенным и беззащитным, проникается
отвращением к огню. Вот точно так же, государь, не видя, за что можно
|
|