|
проклятых духов». Его обвинили, но затем сняли обвинения в убийстве детей.
2. В течение своих десятилетних странствий по всей Европе, побывав на службе у
графа Палатина, польского короля Стефана, императора Рудольфа и графа
Розенберга из Богемии, Д. искал книги по магии и колдовству. Его комментарии по
поводу сделок очень забавны: «Я долго искал, прежде чем смог ее [очень редкую
книгу] повстречать. Некоторые книготорговцы были столь невежественными, что я
даже не смог убедить их в существовании этой книги; но теперь я достал ее». Во
время странствий была разграблена его библиотека, находившаяся в Мортлейке,
близ Лондона, но Д. удалось спасти около Ъ 000 томов, большая часть из которых
теперь находится в музее Ашмола в Оксфорде и в Британском музее.
3. Д. лично встречался с несколькими великими демонологами: скептиком И.
Вейе-ром в Лувене и Боденом во время своего визита в английский суд в феврале
1581г. Подобные встречи, несомненно, вдохновили его на создание библиотеки.
4. Благодаря Д. и его библиотеке идеи европейских демонологов входили в
английское сознание и образ жизни. Когда Д. был ректором Манчестерского
колледжа в Ланкашире, местные мировые судьи брали у него книги по колдовству.
Так, например, примерно в 1596г. Эдмунд Хопвуд, помощник лейтенанта в Ланкашире,
взял у него книгу Вейера «De Pratstigiis Daemonum a Fustis Daemonum», книгу
Меньи по экзорсизму «Flasellum Daemonum» и известную «Malleus Maleficarum».
5. У Д. попросили совет по поводу предполагаемой одержимости семьи Старки,
которая была подвергнута экзорсизму шарлатаном Хартли [см. Даррелл, Джон].
Духовник Д. преподобный Метью Палмер спросил Хартли, что тот делал с детьми
Старки: Хартли: Молился.
Палмер: Ты молился! Ты не умеешь молиться. Какую молитву ты произносил?
Хартли: Никакой, кроме Молитвы Господней.
Палмер: Скажи ее.
Хартли не смог ее произнести. Д. «наотрез отказался вмешиваться в историю и
посоветовал отцу семейства получить совет у добропорядочных священников и один
день попоститься». Но он «дал такой резкий отпор [Хартли], что дети чувствовали
облегчение и три недели спустя».
6. Возможно, менее достойной была связь Д. с Джоном Келли, шарлатаном, с
которым в 1581г. в Уоттондейле он пытался вызвать духов, чтобы обнаружить
спрятанные сокровища.
Несмотря на свою эрудицию или благодаря ей, Д. легко поддался обману. Наиболее
поразительным примером его наивности является обмен женами со своим помощником
Келли, который был моложе его на 26 лет.
Позавидовав, что у Д. молодая и красивая жена Джейн, Келли сообщил о словах
духа, рекомендовавшего «общее и частичное сожительство любой пары из нас
четверых». Джейн сомневалась, но Д. сказал ей: «Не существует иного средства,
кроме того, что было сказано о нашем перекрестном сожительстве, так и следует
сделать. ...И она выразила готовность исполнить его требование, покоряясь
непостижимой воле Господа».
В интересном письме архиепископу Вит-гифту в 1594г., Д. писал, что считает себя
преданным христианином, несмотря на свои герметические исследования. Но его
поиски призраков с помощью магических камней и его исследования в эзотерических
областях алхимии относятся скорее к истории магии, чем к истории колдовства.
Договор с Дьяволом
Договор с Дьяволом был основой колдовства. Благодаря договору оно
рассматривалось как ересь и, следовательно, подпадало под юрисдикцию инквизиции.
И для каждого демонолога, как протестантского, так и католического, соглашение
сотрудничать с Дьяволом, противореча и не покоряясь Господу, было основой
преступления колдунов. Так, Гиффорд сообщает мнение, распространенное среди
английских протестантов: «По слову Божьему ведьма должна умереть не за то, что
она убивает людей — она не может этого сделать, если только она не из ведьм,
убивающих ядами, которые они или получают от дьявола, или делают по его
наущению; но уже за то, что она общается с дьяволами». Именно договор, а не
злодеяния ведьм, образовывал состав преступления. И так называемые «белые
ведьмы» заслуживали осуждения в той же степени, как и ведьмы, творившие зло.
/Теркине в 1608г. подробно объяснил это тождество:
«Даже если ведьма не причиняет вреда, а приносит пользу, она отвергает Господа
Бога нашего и признает законы врага Его и церкви; следовательно, смерть будет
уделом, определенным ей от Господа: она не должна жить».
Если убрать договор, трактовка колдовства как ереси исчезнет. «Сколь бы ни были
неразумны или ни расходились со Священным Писанием эти утверждения [о
существовании договора], они представляются неотъемлемой частью религии,
включающей в себя веру в подобного рода колдовство», — отмечал американский
скептик Роберт Калеф.
«Клянешься ли ты подчиниться своим хозяевам или тем, кто равен им по влиянию...
почитать их, мести, кружиться, бить в барабаны, завывать, вопить, летать,
готовить, сосать и все прочее, что тебе прикажут? ...Я клянусь... Очень хорошо,
ты ведьма, моя дорогая. Поздравляю!» — Гойя (1799).
Ранние католические демонологи и все протестантские авторитеты моделировали
договор с дьяволом на основе церковных церемоний, которые они знали; их
|
|