|
тринадцатый день месяца сентября 1573 года» (Буркело).
8 уединенной хижине возле Арманжа жил Ж. Г., лионец, по прозвищу «отшельник из
Сен-Бонно», и его жена Аполлония — обездоленные и угрюмые затворники.
9 ноября, спустя два месяца после приведенного заявления, несколько крестьян
спасли маленькую девочку, которая была сильно укушена в пяти местах громадным
волком; при их приближении волк скрылся в темноте, но некоторым показалось, что
они узнали Г. 15 ноября пропал десятилетний мальчик. Слухи и подозрения
распространились быстро, и Г. и его жена были арестованы и подвергнуты пытке в
Дол по подозрению в ликантропии.
Г. сделал соответствующее признание, подтвердив два из предъявленных ему
обвинений.
24 августа или около того в грушевом саду около деревни Перус Г. убил
12-летнего мальчика. «Несмотря на то, что была пятница», — он хотел съесть его,
но ему помешали появившиеся люди. Люди показали под присягой, и Г. подтвердил,
что он появился тогда в человеческом, а не в волчьем обличье.
6 октября или около того в винограднике около леса Ля-Сьер Г. в обличье волка
напал на 10-летнюю девочку. Он загрыз ее, раздел, а затем съел — великолепный
образец партено-фагии, порока, исключительно свойственного ликантропам. Мясо
так пришлось ему по вкусу, что он отнес немного домой своей жене.
9 ноября или около того Г. в образе волка напал на девочку на лугу Ля-Пупе,
между Отюном и Шастенуа. Однако ему помешали трое прохожих, и он должен был
убежать.
15 ноября или около того между Гредиза-ном и Менотом, в миле от Доля, Г. в
обличье волка задушил 9-летнего мальчика. Он отгрыз ему ногу и съел мякоть
бедра и большую часть желудка.
На основании этих признаний Г. был заживо, без милости предварительного
удушения, сожжен в Доле 18 января 1574г.
Гваццо, Франческо-Мария
Г. [также Гваччио, Гвацци] (точные даты знй неизвестны), странствующий монах
чала XVIIe., присоединился к Братствам Дмброзия Нимского и св. Варнаввы в
Милане в эпоху буйного расцвета суеверий. Как замечает Ли, «невежество той
эпохи »1ло неописуемым». Сам Г. был тому приме-эом: он повторяет с невероятной
серьезностью, что Лютер — потомок монахини и Дьявола. Обсуждая, «могут ли
ведьмы с помощью своего искусства создать какое-либо живое существо, он одолжил
у дель Рио следующий exemplum [пример]:
«В Бельгии жил похотливый деревенский малый, имевший дело с коровой, которая
вскоре забеременела и через несколько месяцев произвела на свет плод мужского
пола, который был не теленком, а человеком. Многие видели, как он выходил из
живота своей матери, и, подняв его с земли, отдали кормилице. Мальчик вырос,
был крещен, воспитан в христианской вере и заявил, что хочет молитвой и трудом
искупить грех своего отца, и так продолжалось до зрелости. Но он стал
чувствовать в себе отдельные коровьи наклонности, например, тягу к поеданию
травы и жеванию жвачки. Что следует думать об этом? Был ли он человеком? Для
меня это несомненно; но я отрицаю, что его матерью была корова. Каким же
образом это могло случиться? Дьявол был уведомлен о грехе его отца и ради
своего удовольствия сделал корову якобы беременной, а затем тайно принес
откуда-то младенца и поместил его в корову, которая раздулась от ветров, чтобы
казалось, будто он родился от коровы».
Подобные анекдоты типичны для того времени.
По заказу миланского епископа Г. написал энциклопедический «Справочник о
ведьмах» («Compendium Maleficamm»), чтобы раскрыть, разоблачить,
классифицировать и проиллюстрировать колдовство. Г. был хорошо известен как
юридический советник на судах > колдовству (хотя очень редко описывал свою
деятельность). В 1605г. он отправился в Клеве, чтобы поддержать обвинение
против женщины, подозревавшейся в околдовывании сиятельного герцога Иоанна
Вильяма, авно и активно преследовавшего всех подореваемых в колдовстве. Для
своего справочника Г. использовал материалы предшествующих демонологов,
особенно дель Рио и Ремы; в общей же сложности он цитирует 322 автора. Из-за
такой насыщенности «Компендиум» стал одной из главных демонологических книг
XVIIa. и был с трудом опровергнут лишь Синистрари.
Иллюстрация из книги Гваццо «Compendium Maleficarum» (Милан, 1626), впервые
опубликованной в 1608 г. «Чем в больший порок демоны вовлекают людей, тем
большее оскорбление наносится Господу, и тем большую силу Он применяет к
демонам, чтобы наказать их».
Гвиннер, Эльза
Судебное производство против ведьм в разных государствах Германии было
различным. Суд над Эльзой Лауббах в 1601г., женой пекаря Мартина Гвиннера,
отражает практику, принятую в имперских городах (рейхсштадтах) Священной
Римской империи. Оффенбург (в соврем. Бадене) — город с населением 2000-3000
жителей. Он был строго католическим и через свои школы подчинялся иезуитам:
любой, не исповедовавшийся на Пасху, попадал на три дня в тюрьму, а затем
получал две недели для выполнения этой обязанности, или ему грозило дальнейшее
заключение. Оффенбург управлялся городским советом (ратушей) из 22 членов, 10
избирались косвенно торговыми гильдиями и 10 кооптировалось самим советом,
наряду с двумя священниками ex officio. Из членов совета выбирался мэр и
четверо исполнителей, которые являлись государственными судьями на процессах
над ведьмами.
Советник фракции охотников на ведьм Рупрехт Зильберрад решил уничтожить
|
|