|
рекордным количеством одержимых дьяволом молодых женщин, преимущественно
послушниц и монахинь. Некоторые из наиболее известных примеров одержимости и
околдовывания людей оказывались мнимыми (например, Грандье, Урбен, Луденские
монахини). Во многих других случаях, однако, присутствие дьявола возникало по
злому Умыслу самих одержимых или по причине
злых чар, источник которых не был установлен. Когда священники чувствовали, что
экзорсизм удался, они публично заявляли о своем успехе.
Одна из таких «Правдивых историй» {«True Relation») связана с Элизабет Алье, в
течение 20 лет одержимой дьяволами, которых звали Оргейль и Бонифас, и
освобожденной от них после шести попыток экзорсизма, проведенных доминиканским
священником из Гренобля отцом Франсуа Фарконе. Он начал 18 августа 1639г., в
субботу. Хотя сестра Элизабет ни разу не шевельнула губами, дьяволы объявили
грубыми голосами, что вошли в нее с коркой хлеба, когда девушке было семь лет,
и покинут ее тело за 3 дня до смерти (Св. Григорий рассказывает, как дьявол
вошел в монахиню с салатом, который она забыла перекрестить). После 5
бесплодных попыток службы продолжались и в воскресенье. Наконец отец Франсуа
причастил девушку и произнес: «Изыди, окаянный!» Чем больше отец Франсуа давил
на дьявола, тем сильнее странные конвульсии охватывали Элизабет, ее язык
вылезал изо рта «более чем на четыре пальца». Лишь после этого дьявол оставил
ее, сказав тихим голосом: «Ухожу, Иисусе!»
Англия, колдовство в
Отдельные законы, направленные против колдовства, были приняты в Англии очень
рано как государством, так и церковью. Однако концепция колдовства в
Англо-Саксонии и средневековой Англии отличалась от позднего более сложного
представления о заговоре с целью низвержения христианского Бога, включая сюда и
соглашение с дьяволом. Вследствие этого, примерно до 1500г. данное преступление,
каким бы отвратительным оно ни казалось некоторым, не относилось к разряду
тяжких (хотя иногда каралось весьма жестоко). Колдовство считалось чародейством,
вредительством. Колдуны наносили вред скоту или урожаю с помощью заклинаний,
ядов, вызывания бури. Колдовством считалась и порча (maleficia), насылаемая на
людей, — от болезней и бесплодия до умерщвления. В ранних законодательствах
колдовство рассматривалось как преднамеренное злодеяние, которое можно увидеть
и доказать.
Черная магия считалась столь же реальной, как и белая, причем обе осуждались.
Когда христианская молитва не помогала человеку, ему могли помочь знахарь или
знахарка — с помощью какого-либо конкретного предмета, благодаря которому
доброе начало (beneficia) могло одержать верх над физическими проявлениями зла
(malefida). И колдовство расценивалось тогда прежде всего как преступление
против человека, а не против Бога, как думали в XVI и XVIIe.B. В результате
правила дачи свидетельских показаний, судопроизводства и наказания были такими
же, как и при рассмотрении других наказуемых действий. Во времена короля
Альфреда, в конце X века, ведьм ссылали наравне с проститутками. В царствование
Эдуарда I те, кто сжигал дом или зерно соседа, подлежали сожжению, вне
зависимости от того, называли их «колдунами» или нет. Важно было то, что
колдуны совершали на самом деле, а не то, что им приписывалось.
Возможно, первые законы против колдовства содержались в «Книге наказаний»
(«Liber Poenitentialis») Теодора, архиепископа Кентерберийского (668-690).
Тогда типичным наказанием за ворожбу был определенный срок поста. Аналогично, в
«Конфессионале» «Confessional») Экберта, архиепископа Йоркского (735-766),
устанавливалось, что за убийство с помощью колдовства женщину наказывали
семилетней епитимьей. С другой стороны, всего через двести лет, при короле
Ательстане (925-939), светское уголовное право уже предусматривало смертную
казнь за убийство с помощью колдовства — как и за убийство любым другим
способом. Вильгельм Завоеватель (1066-1087) смягчил это наказание до ссылки.
Как и при других преступлениях, ведьма могла обратиться к «суду Божьему». Так,
Агнес, жена Одо, первая из обвиненных в колдовстве в Англии (1209), была
освобождена после того, как на «суде Божьем» взяла в руку раскаленное железо.
До 1200 или 1300г. подозреваемые в колдовстве обычно подвергались допросу в
духовном суде, а для наказания передавались светским властям. В XIV и XV вв.
обвиняемых могли судить как в церковном, так и в местном или вышестоящем суде.
На практике за обвинением следовало легкое наказание, к смерти приговаривались
немногие. Так, в 1371г. мужчина, арестованный за обладание черепом, головой
трупа и колдовской книгой (grimoire), был освобожден после обещания никогда не
совершать магических обрядов, а его причиндалы были публично сожжены. В 1390г.
в Лондоне Джон Беркинг за предсказания будущего был приговорен к одному часу
покаяния у позорного столба, двухнедельному заключению и изгнанию из города.
Даже в 1467г., в то время, когда во Франции сжигали тысячи ведьм, некий Уильям
Байг за гадание на кристалле для местных воров был приговорен всего лишь к
выставлению в общественном месте с повязкой на голове, на которой было
написано: «Я — предсказатель» («ELsse sortilegus»). Во время действия
«Уложения» Генриха VIII он был бы повешен, как и по закону Якова I (за
вторичное нарушение). В 1525г. 20 мужчин были признаны невиновными в «убийстве
с помощью воскового подобия». В 1560г. 8 мужчин, включая двух священников,
признались в ворожбе и чародействе. Они были освобождены после клятвенного
обещания воздерживаться от подобных действий в будущем и краткого покаяния у
позорного столба (Три года спустя подобные действия уже наказывались тюремным
заключением или смертью). Их клятва гласила:
«Мы клянемся, что впредь не будем использовать, практиковать, изобретать или
|
|