|
уголовного суда 1707г., при императоре Иосифе I), где возродили принципы и
практику «Malleus Maleficarum». Тем не менее в самой Австрии казни прекратились,
и суды происходили только за ее пределами. Императрица Мария-Тереза
опубликовала в 1769г. свой известный уголовный кодекс «Constitu-tio Criminalis
Theresiana... peinliche Gerich-tsordnung», в котором ограничивались
преследования. К примеру, ни один приговор по колдовству не вступал в силу без
утверждения губернатором (ст. 58). Несмотря на подобные нововведения, полное
издание кодекса содержит описание и изображение тридцати разрешенных пыток, не
отмененных до 1776г. Лишь спустя одиннадцать лет, 13 января 1787г., были
отменены все статьи о преследовании ведьм.
В немецкоязычной части Тироля до 1660г. состоялось несколько процессов над
ведьмами. В 1637г. генеральный прокурор Инсбрука доктор Вольперт Мозель
разработал ряд инструкций для помощи местным магистратам в обнаружении и
наказании ведьм. Своим невежеством они напоминают руководства, публиковавшиеся
чиновниками инквизиции, такими, например, как Бордонус (1648г.). Правда, Мозель
добавил к его перечню еще одну улику: если человек обнаружит в своей комнате
пояс или другие предметы женской одежды — это значит, что ведьма была где-то
неподалеку! Обвиняемой ведьме никогда не сообщались обстоятельства обвинения;
если она отрекалась от признания, данного под пыткой, ее должны были пытать
снова; имена соучастников следовало выяснять с помощью «умеренной пытки», чтобы
гарантировать их точность. Мозель ограничил продолжительность пыток тремя
одночасовыми сеансами. В конце века, в 1696г., аналогичное руководство было
выпущено в Инсбруке профессором права и ректором университета Иоганном
Кристофом Фрелихом. Если состав преступления весьма серьезен, утверждал Шрелих,
обычные юридические гарантии не должны приниматься во внимание. Дурная
репутация, прямое родство с ведьмой, уклонение от прямого взгляда считались
достаточным основанием для привлечения к суду. Допрос должен был следовать
сразу же за арестом, чтобы дьявол не мог подготовить узника. Комната пыток
должна быть окроплена святой водой и окурена освященными травами. Показания,
полученные от других ведьм под пыткой, о присутствии на шабаше доказывали вину.
Меньшие преступления, например, заговаривание воды, могли наказываться
публичной поркой, изгнанием или штрафами. Дети до семи лет освобождались от
наказания, дети старше четырнадцати приравнивались к взрослым. Любой признанный
виновным лишался собственности и состояния. В 1714г. эта ужасная книга была
переиздана.
При таких руководствах отчеты провинциальных судов не производили шокирующего
впечатления. В 1673г. в Гутенхаге (Штирия) судья в течение 11 дней и ночей
держал 57-летнюю женщину коленопреклоненной на острых зубцах пыточного станка,
прижигая ей ступни серой, поскольку она не признавалась в союзе с дьяволом.
Сойдя с ума, она умерла под пыткой (Holzinger, «Zur Natttfgeechichte der Hexen»,
1883). В 1679г. в Лимце (Тироль) расследовалось дело Эмеренцины Пихлер, через
год осужденной вместе с двумя старшими детьми. Ее сожгли 25 сентября, а ее
детей, двенадцати и четырнадцати лет, — 27 сентября 1680г.
В 1679г. в Мерано (Тироль) четырнадцатилетний бродяга был заподозрен полицией в
вызывании бури. Мальчик был настолько невежествен, что даже не знал своего
имени, но под пыткой признал обвинение и назвал троих сообщников в возрасте от
восемнадцати до двадцати пяти лет. Все четверо были сожжены 13 декабря 1679г.
Казни в этих местах стали настолько распространенными, что священник Лоренц
Паумгартнер записал в дневнике, что только в его небольшом Приходе в течение 15
месяцев были казнены 13 ведьм (около 1680г.). В 1688г. в Штирии по обвинению в
колдовстве была сожжена , целая семья с детьми и слугами. В 1695г. в тейермарке
(южная Штирия) некая Марина Шепп, оказавшаяся подсудной петтауским доминиканцам,
после шести с половиной часов пыток на раскаленном стуле призналась в
сожительстве с дьяволом.
После двух наибольших всплесков около 1670 и 1690 гг. процессы над ведьмами в
Австрии постепенно прекратились, что совпало с общим окончанием охоты на ведьм
в Европе.
[См. Германия, колдовство в; Каролинский кодекс.]
Аквинский, Фома (ок. 1227-1274)
Один из пяти великих теологов церкви, доминиканец. Томизм — философия А. —
является официальной доктриной Ватикана. Даже в 1879г. папа Лев III обязывал
всех католических священников «принять учение А. как основу своей богословской
позиции».
Профессор Джордж Л. Барр, один из признанных историков колдовства, возлагает на
А. большую ответственность: «Все эти пособники и слуги Сатаны появились на свет
из головы монашествующего логика». Авторы ранних книг о колдовстве постоянно
ссылаются на Нидера, Винети, Шпренгера и Инститориса (авторов «Молота ведьм»)
цитируют А. наряду с Библией и Августином, как наиболее авторитетный источник
—так же, как их последователи цитировали «Молот ведьм». А. отрицал формальный
договор между человеком и Дьяволом, но его концепция прямого или косвенного
общения с Сатаной заложила основу грядущей охоты на ведьм.
Рассуждения А. оказали значительное влияние на пять основных направлений
практического изучения колдовства:
1. Сексуальные сношения с дьяволом
А. разработал и теоретически обосновал заимствованные у византийских богословов
положения о половых извращениях, происходящих во время шабаша ведьм, о том, что
человек может совокупляться с дьяволами и что женщина может забеременеть с
помощью суккуба, молниеносно переносящего в нее семя мастурбирующего или
|
|