|
Рассел Хоуп Роббинс
Энциклопедия КОЛДОВСТВА И ДЕМОНОЛОГИИ
Абердинские ведьмы
После опубликования в 1597г. «Демонологии» короля Якова I по графству Абердин
прокатилась волна безумной охоты на ведьм, в результате которой были сожжены
двадцать четыре человека. Осужденным предъявлялся полный набор обвинений в
колдовстве: пляски с дьяволом вокруг городского креста, применение лигатур для
совращения мужей, сквашивание молока, очаровывание животных, насылание
приворотных чар с помощью гнутых пенсов, завернутых в тряпку с куском красного
воска.
Одну из приговоренных, старуху Джанет Уишерт, обвинили в наведении порчи или
наговоре на Александра Томпсона, из-за чего он заболел перемежающейся
лихорадкой. Подобным же образом она околдовала Эндрю Вебстера, умершего в
результате этого. От ее дурного глаза умерли и многие другие. Она вызывала бури,
разбрасывая горящие угли, насылала котов, вызывающих дурные сны, расчленяла
тело повешенного. Ее сожгли вместе с другой ведьмой, причем «торф, бочки с
дегтем, уголь» и услуги палача стоили 11 фунтов и 10 шиллингов.
Среди прочих обвиняемых были и те, кого уличила одна из приговоренных ведьм,
которая ради продления собственной жизни помогала судьям искать новые жертвы.
Она поклялась, что была на большом сборище в Этхолле, где видела более двух
тысяч ведьм. «Она знала их всех достаточно хорошо и видела, какую отметку
дьявол сделал каждой из них. Многие изобличенных подверглись пытке «плаванием»:
им связывали вместе большие пальцы на руках и на ногах, и, брошенные в таком
положении в воду, они всегда всплывали». [См. Судебные издержки процессов над
ведьмами].
Австрия, колдовство в
Охота на ведьм в Австрии достигла своего Пика в царствование императора
Рудольфа II (1576-1612). Ее вдохновителями были иезуиты, заинтересованные в
ослаблении протестантизма. Гонения повторились в конце XVIIe. в провинциях
Штирия и Тироль и нашли отражение в «Уставе уголовного суда» (1701)
(Halsgerichtsordnung) - - суровом законе, направленном против ведьм.
До 1570г. судебные преследования ведьм происходили изредка, и, если не считать
Каролинский кодекс 1532г., законом предусматривалось мягкое наказание за
колдовство. Так, уголовные законы Тироля в 1499г. еще не затрагивали ни
колдовства, ни чародейства; в 1544г. колдовство и ворожба рассматривались как
заблуждения, и даже Полицейский устав 1573г., также действовавший в Тироле,
приравнивал колдовство к богохульству и наказывал денежным штрафом, из которого
доносчик и судья получали по четверти, а половина суммы шла на нужды
благотворительности. Подобное регулирование ввел не одобрявший жестокости
император Максимилиан II (1564-1576), получивший образование в Испании (где он
позаимствовал в качестве образца испанскую инквизицию, не поощрявшую ложных
обвинений). Максимилиан считал ведьм и тех, кто обращался к помощи гадалок,
просто идиотами. Исключением из этой традиции в Австрии был Каролинский кодекс
с его новой теорией о том, что обвиняемые в ереси или злонамеренном чародействе
подлежат сожжению. Однако, несмотря на то, что этот кодекс был разработан для
всех выборных курфюрсте империи и цитировался всеми последующими охотниками за
ведьмами, его часто игнорировали, причем не только в протестантских землях, но
и в католической Баварии.
После коронации в 1576г. преемника Максимилиана число судов над ведьмами
возросло. Рудольф II был суеверен, верил в колдовство и считал, что его
околдовали. Он находился под влиянием иезуитов, которые приравнивали
чародейство к ереси и, согласно этой теории, действовали безжалостно и с
необычайным рвением. Отношение к колдовству менялось, что можно проследить на
примере суда над 16-летней Анной Шлюттербауэр, из которой изгоняли дьявола в
Мариацелле [см. Хайиман, Кристоф] и в 1583г. в соборе Св. Варвары в Вене при
участии епископа Брейсгауского (Баден). Ее пожилая родственница, обвиненная в
напущении на нее порчи, была арестована за колдовство. После того как ее
несколько раз пытали, она призналась, что совокуплялась с дьяволом, пятнадцать
лет вызывала бури и летала на шабаш. Пожилой муниципальный судья, назначенный
во время правления скептически настроенного Максимилиана II, счел старуху
безумной и отправил ее в сумасшедший дом. Вновь назначенные судьи отменили это
решение и постановили протащить обвиняемую привязанной к столбу по городу и
затем заживо сжечь [см. Одержимость].
Таким было отношение к колдовству на протяжении последующих 150 лет. Например,
в Landgerichtsordnung (Устав земельного суда) 1656г. одним из оснований для
ареста за колдовство считалось обнаружение в имуществе обвиняемого масел,
притираний, горшков с паразитами или человеческими костями. Однако в 1679г.
император Леопольд I запретил введение новых пыток и прежде всего ужасной
Nagelbett — кровати, утыканной гвоздями. С другой стороны, возобновление
преследований в Зальцбурге с 1677 по 1681г. послужило причиной строительства
специализированной тюрьмы. Около ста человек подвергли пыткам ради признания
вины, обезглавили, удушили или сожгли. Самому младшему из них было десять лет,
старшему — восемьдесят (Rie-zler, «Hexenprozesse in Bayern»). Как только мания
начала ослабевать, ее тут же стимулировали Halsgerichtsordnung (Устав
|
|