|
рого часто ставят. Является автором прекрасных лири-
ческих стихов; Аристотель называет его самым <траги-
ческим среди поэтов>. Мильтон со ссылкой на Плутарха
приводит предание, по которому спартанцы пощадили
Афины в 404 до н. э., услышав пение хора в <Электре>
(цитата см. ПИНДАР)
\ЕВРОПА
Дочь финикийского царя Агенора и сестра Кадма.
Была похищена Зевсом, обратившимся в быка, и пере-
несена на Крит, где родила ему сыновей Миноса, Рада-
манта и Сарпедона. Отождествлялась с богиней Крита,
где ей поклонялись, а история ее, по всей видимости,
является греческой интерпретацией ритуалов скачек на
быках, существовавших на Крите. Европа, сидящая на
быке, появляется на метопе из Сифнианской сокровищ-
ницы в Дельфах середины VI в., а веком позднее - в
одном из храмов Сицилии. Европа - популярный персо-
наж художников нового времени: придерживаясь описа-
ния Овидием сцены похищения, по которому белый бык
позволяет девушке увить рога гирляндами и вскараб-
каться на спину, Тициан изображает завораживающе
смирного быка; той же теме посвящены картины
Рубенса, два полотна Веронезе, Рембрандта (одна из
редких для него классических картин), ландшафт с
Европой Лоррена.
\ЕЛЕНА
Почти во всех источниках, в которых упоминается
Елена, подчеркивается ее удивительная красота, в
остальном же сведения о ней весьма противоречивы.
Говорят, что Елена была дочерью ЗЕВСА и ЛЕДЫ,
сестрой близнецов Кастора и Полидевка и сводной
сестрой Клитемнестры; безусловно, она <вылупилась из
золотого яичка>, впрочем, по другой версии, земным
отцом Елены был царь Тиндарей из Этолии. По словам
Павсания, Елена вместе со своими братьями долгое
время провела в Спарте. Представляется вероятным, что
в Лаконии Елена была богиней еще в догреческий
период, причем ее имя связывалось с птицами и деревья-
ми; и Павсаний, в свою очередь, указывает на связь
Елены с деревьями, а на острове Родос существовал
культ Дерева-Елены. Та же самая ассоциация появ-
ляется в свадебном гимне Менелаю и Елене в <Идиллии>
(18) Феокрита. Ничего подобного нет в литературной
традиции, начатой Гомером. Там Елена совершенно
очеловечена. Она - жена Менелая из Спарты, похи-
щенная Парисом и увезенная им в Трою, что послужило
причиной продолжительной и кровавой Троянской
войны. (Елена, без сомнения, самая прекрасная из
всех женщин, представших перед <СУДОМ ПАРИСА>).
В <Илиаде> отсутствуют описания ее красоты, но в
книге (3) есть удивительно трогательный эпизод, когда
старые троянцы соглашаются даже с войной, если в
результате удастся сохранить Елену в Трое. В <Одис-
сее> она мирится с Менелаем и становится гостеприим-
ной, погруженной в домашние заботы хозяйкой. В более
поздних легендах рассказывается, что еще до заму-
жества Елену похитил Тесей, но братья освободили ее,
что со смертного ложа Елена была унесена, чтобы жить
вечно с Ахиллом на <белом острове> в Черном море; и
морализаторская нота превозносит предположение, что
она - не дочь Леды, но НЕМЕЗИДЫ.
Большинство не Гомеровских деталей - это местные
легенды и фольклор, но существует примечательный
вариант поэта СТЕСИХОРА, писавшего, что в Трою
отправился только призрак, а настоящая Елена остава-
лась в Египте. К этому обращались Геродот и Платон (в
<Федре>), этому следовал Еврипид в своей <Елене>.
Подобный мотив снова возникает в опере Гоф-
мансталя - Штрауса <Елена Египетская> и в поэме
Сефериса <Елена>:
<... так много страданий, так много жизни,
присоединившейся к хаосу,
все из-за пустой туники, все из-за Елены>.
Еврипид в <Оресте> и <Троянках> придерживается
|
|