|
кого и рационального. Таким образом, трагедия, по
Ницше, возникает в результате подчинения Диониса
Аполлону. Однако в дальнейшем, развивая идею о
<страсти к власти>, Дионис Ницше приобретает черты
сверхчеловека - и называет своего героя <дионисий-
ский человек>.
\ДИОНИСИЙ I (ок. 430-367 до н. э.)
Тиран Сиракуз с 405. Укрепил город, отстроив кре-
пость Эвриал, от которой сохранились обширные раз-
валины. Так называемое <Ухо Дионисия> - камень с
узким отверстием; по местной легенде, с его помощью
Дионисий слушал разговоры заключенных в тюрьме.
Намеревался изгнать карфагенян с Сицилии и распро-
странить свою власть на все греческие города Сицилии
и южной Италии, но не добился больших успехов. Имел
притязания в области искусства, завоевал приз за траге-
дию, однако поэмы его были неудачны.
\ДИОНИСИЙ II
Сын Дионисия 1, был тираном с 367 до момента
изгнания в 343 до н.э., за исключением периода с 356 по
346, когда у власти оказался Дион и его последователи.
Платон и Дион надеялись сделать Дионисия II <царем-
философом>, однако характер его оказался слишком
слабым для восприятия учения Платона. История эта
изложена в Платоновых <Письмах> (7-8).
\ДИРКА
По фиванской легенде, жена Лика и преследователь-
ница Антиопы, сыновья которой отомстили Дирке за
унижения матери, привязав ее к рогам дикого быка.
Легенда отображена знаменитой статуей Аполлония и
Тавриска (сер. 1 в. дон. э.), римская копия которой
сохранилась до наших дней.
\ДИСКОБОЛ
Статуя метателя молота греческого скульптора V в.
до н. э. Мирона, сохранилась только в копиях, две из
которых - в Риме, в Музее Терм. Эти несовершенные
воспроизведения, однако, дают понять, что оригинал
был шедевром замершего движения.
\ДИТ
Греческий бог подземного мира, более известный как
Плутон. В Дантовом <Аде> Вергилий использует это
классическое имя для Сатаны; самые глубокие сферы
ада огорожены стенами города Дита.
\ДОДОНА
Оракул Зевса в Додоне (северо-западная Греция)
считался наиболее древним из известных грекам. Ора-
кул располагался на дубе, а его сообщения толковали по
отметинам на листьях, воркованию гнездящихся на дубе
голубей, журчанию близлежащего ручейка и стуку, про-
изводимому бронзовыми гонгами жриц, именуемых
<голубками>. Гомер в <Илиаде> (16) рисует жриц при-
митивными, <не омывающими ног, спящими на земле>
(возможно для сохранения контакта с матерью-зем-
лей?). Все оракулы, будучи изначально хтоническими и
догреческими, в дальнейшем трансформировались: так,
в Додоне преобладал Зевс, как Аполлон - в Дельфах.
Престиж Додоны был подорван Дельфами, и ко времени
Страбона (начало 1 в. н.э.) с оракулом советовались
лишь изредка, хотя в некоторых местах, возможно, его
значение сохранялось и позднее.
\ДОМИЦИАН (ТИТ ФЛАВИЙ ДОМИЦИАН, Римский
император 81-96 н. э.)
Умный деспот, опиравшийся в своей политике на
сословие всадников и войска, и ограничивающий влия-
ние сената. В последние годы правления, оборванного
насильственной смертью, расценивался современными
ему писателями (Ювенал, Тацит, Светоний, Плиний
Младший) как безжалостный сторонник террора. Доми-
циан стремился к укреплению дальних рубежей импе-
рии, особенно на Рейне, усилил контроль над админи-
страцией провинций и сбором налогов, намеревался
полностью разгромить оппозицию в сенате с помощью
|
|