|
ний храм Дианы на Авентинском холме, который, пола-
гают, был основан царем Сервием Туллием. В связи со
сферами ее влияния, обычно ссылаются на <Гимн
Диане> Катулла и более поздних античных авторов.
Так, для Бена Джонсона она не только <королева и
охотница, целомудрие и красота>, но и <богиня чрезвы-
чайно светлая, веселая>. Артемида (Диана) приносит
естественную смерть женщинам, как Аполлон - мужчи-
нам, однако оба могут быть и жестоки; среди жертв
Дианы - Актеон, Каллисто, Мелеагр и Ниоба. С этими
персонажами, а также с Аполлоном она часто появ-
ляется в картинах итальянских художников. Нетради-
ционные версии этих сюжетов - у Кранаха Старшего и
Вермеера.
\ДИДОНА
Дочь царя Тира,, первоначально звалась Элиссой.
После убийства мужа - Сихея, она бежала с несколь-
кими спутниками в Ливию, где основала Карфаген.
Имеется более ранняя версия, по которой она взошла на
погребальный костер, чтобы избежать сватовства мест-
ного царя - Ярба. Римская традиция связывает Дидону
с Энеем, прибывшим в Карфаген. В обработке Вергилия
(кн. 1 и 4 <Энеида>) Дидона стремится к смерти из-за
неразделенной любви к Энею. Эней покидает ее, подчи-
няясь божественному повелению вернуться в Италию и
сыграть роль в основании Рима. Такая версия была при-
емлема для римлян, но не для более поздних романти-
ков. Любовь и смерть Дидоны делают ее героиней,
вызывающей симпатию и сочувствие у Чосера (<Легенда
о добрых женщинах>), у Марло (<Трагедия Дидоны>), у
Перселла (опера <Дидона и Эней>), и во 2-й части
оперы Берлиоза <Троянцы>.
\ДИКТИС
Легендарный уроженец Крита, сопровождавший, по
преданию, Идоменея на Троянскую войну, вел дневник
событий; полагают, что он был похоронен в могиле
возле Кносса, обнаруженной в царствование Нерона.
История Диктиса, а также другого героя Троянской
войны - Дарема Фригийского - широко использова-
лась средневековыми авторами, писавшими на темы
троянской легенды.
\ДИОГЕН (ок. 412-323 до н. э.)
Греческий философ из Синопа на Черном море. Жил
в Афинах, в крайней бедности и аскетизме и учил, что
человек должен жить, удовлетворяя свои естественные
потребности наиболее простым путем, избегая удобств.
В связи с этим он был прозван Кионом (по-гречески -
<собака>, что-то вроде - <бесстыдник>), а его последо-
ватели - киниками. Являлся героем многочисленных
анекдотов; жил в <бочке>, которую катал вниз и
вверх по улицам, когда все горожане готовились к
войне с Филиппом Македонским, для того, как он гово-
рил, чтобы тоже быть занятым; он носил фонарь при
ярком свете, приговаривал, что ищет человека. По
преданию, когда посетивший его Александр Великий
спросил, что он может сделать для Диогена, тот попро-
сил Александра не загораживать свет. На это импера-
тор воскликнул: <Если бы я не был Александром, то
хотел бы быть Диогеном>. Учение Диогена было,
главным образом, негативно, однако его неприятие
обмана и хвастовства вошло в философию Сократа и
стоиков.
\ДИОКЛЕТИАН (ГАЙ АВРЕЛИЙ ВАЛЕРИЙ ДИО-
КЛЕТИАН. Римский император 284-305 н. э.)
В 305 Диоклетиан сложил с себя полномочия импера-
тора и до своей смерти в 313 г. жил практически в оди-
ночестве в своем огромном дворце в Далмации, руины
которого находятся на территории современного
Сплита. Эти руины посетил и зарисовал Роберт Адам,
опубликовавший свои рисунки в 1764 г. Зарисовки эти
оказали большое влияние на архитектуру и внутреннее
убранство строений по проектам Адама и его учеников.
Диоклетиан провел широкие реформы в империи: в
чеканке монет, налогообложении, в армии; он разделил
|
|