|
менты из <Щита Геракла> и <Эойи> (каталог
женщин - прародительниц знатных родов), приписы-
ваемые Гесиоду - позднейшего происхождения. Дидак-
тические фрагменты вергилиевых <Георгик> написаны
под непосредственным влиянием <Трудов и дней> и даже
содержат прямые языковые заимствования из Гесиода.
Согласно поздним легендам о соревновании между
Гомером и Гесиодом, последнему был присужден побед-
ный приз.
\ГЕСПЕР
Вечерняя звезда, которой Сапфо посвятила одно из
своих самых красивых стихотворений. До нас дошел
лишь искаженный фрагмент этого сочинения, случайно
процитированный в трактате по этимологии эпохи Воз-
рождения. Возможно, он представляет собой часть сва-
дебного гимна:
Вечерняя звезда, ты собираешь все,
Что свет дневной по миру разбросал.
Овцу приводишь в хлев, козу ведешь под кров
И возвращаешь матери дитя.
\ГЕСПЕРИДЫ
<Дочери Вечера>, охранявшие вместе с Драконом
золотые яблоки в саду богов на крайнем Западе. Геракл
должен был принести эти яблоки Эврисфею, что с
помощью АТЛАСА ему и удалось сделать (12-й подвиг).
Обычно Геспериды ассоциировались с заходом
Солнца и Вечерней звездой, в то же время яблоко - это
распространенный среди разных народов символ любви.
Место Гесперид в греческой мифологии не было совер-
шенно однозначным. В последующие века Гесперид
часто путали с тремя Грациями: на картине Рафаэля
изображены Грации, каждая из которых держит в руке
по яблоку.
\ГЕФЕСТ (ВУЛКАН)
Бог огня и кузнечного дела, сын Зевса и Геры, по
преданию сброшенный с неба во время одной из ссор
супругов и охромевший при падении на вулканический
остров Лемнос:
... с утра
До полудня он падал, от полудня до росного вечера,
Летнего дня и с заходом солнца
Упал с зенита, как падающая звезда
На Лемнос, Эгейский остров.
Мильтон <Потерянный Рай" (Ц 742-6)
Также, по преданию, у него была кузница под горой
Этна. Дионис уговорил его вернуться на Олимп, чтобы
прислуживать богам,- тема, которая часто иллюстри-
ровалась на ранних греческих вазах. В <Илиаде> Гефест
делает восхитительные вещи, такие как скипетр Ага-
мемнона и доспехи Ахиллеса, но является также коми-
ческой фигурой, снующей среди богов. В <Одиссее>
певец при дворе Алкиноя рассказывает историю брака
Гефеста и Афродиты: как Гефест поймал Афродиту в
сеть, когда та занималась любовью с Аресом. Гесиод
делает Гефеста создателем Пандоры, первой женщины,
или человечества в целом (ср. ПРОМЕТЕЙ). Поздние
писатели, включая Вергилия, говорят, что ему помогали
в кузнице Циклопы (см. ВУЛКАН). Этой традиции сле-
дуют несколько широко известных пост-ренессанских
полотен, изображающих кузницу Вулкана, включая
работы Тинторетто и Веласкеса. Дорический храм сере-
дины 5 в. над афинской горой, который обычно назы-
вают Тезеумом, это на самом деле - Гефестеум или
храм Гефеста.
\ГЕЯ
Земля, персонифицированная как дочь Хаоса и жена
Неба (Урана), матерь Титанов и Циклопов; от крови
кастрации Урана (см. КРОНОС) произошли Гиганты и
Фурии; от связи с Тартаром (Аидом) родила Тифона. Ее
культ был основным по всей Греции, но позже его
вытеснили олимпийские боги - например она первона-
чально прорицала в Дельфах, пока змей Пифон, созда-
|
|