|
НИС, КУПИДОН, МАРС). Она особенно почиталась в
официальном государственном культе, потому что
Юлианская фамилия (последним императором которой
был Нерон), выводила свое происхождение от Энея,
сына Афродиты. Здесь богиня почиталась как Венера
Прародительница, создательница всего живого; ей
Лукреций посвящает вступление к своей поэме <О при-
роде вещей>.
В средние века Венера была известна и как AHA-
ДИОМЕНА (<появляющаяся на поверхности моря>)
главным образом благодаря картине Апеллеса, и как
Прародительница (Genetrix); но чаще она идентифици-
ровалась с одним из семи средневековых грехов - чув-
ственностью, и изображалась с зеркалом, как символом
праздной неги, которая должна быть преодолена Цело-
мудрием. В аллегорических битвах Души, образцом для
которых была <Психомахия> (<Сражение за душу>)
Пруденция, она всегда находится в ряду пороков, и
подобная интерпретация существует продолжительное
время на таких картинах, как <Триумф мудрости над
пороком> Мантеньи и <Битва любви и чести> Перуд-
жино. Венера в самом деле была средоточием средневе-
кового страха перед наготой и язычеством. Существо-
вало много сказок о юношах, соблазненных Венерой,
чтобы стать служителями дьявола. А в хронике четыр-
надцатого века записано, что языческая статуя Венеры,
найденная в Сиене, была поставлена на пьедестал и
окружена восхищением, рока горожане не догадались,
что именно она стала причиной поражения, нанесенного
им флорентийцами. Тогда сиенцы разбили ее и тайно
похоронили на вражеской территории.
Новая и неоклассическая Венера воцарилась в поэ-
мах галантной и куртуазной любви; Гауэр, например,
написал свою <Исповедь влюбленного> в форме диалога
между ним самим и <жрецом Венеры>. Троил Чосера
страдает и умирает как ее слуга. Итальянские неоплато-
ники с их верой в любовь как метафизический опыт,
ведущий к осознанию божественного, возвратили
<живую> Венеру, свидетельство тому - <Весна> Ботти-
челли. Роскошная живопись в стиле барокко во дворце
Фарнезе, принадлежащая кисти Караччи иллюстрирует
власть Любви изменять душу, и представляет Венеру в
разных ее аспектах. Написано также множество сцен
веселья и отдыха, из которых величайшая, пожалуй,
<Праздник Венеры> Тициана; а на полотне Рубенса
<Ужасы войны> Венера и ее спутники оказываются
невинными жертвами Марса и фурий. Прекрасные
Венеры созданы Джорджоне, Веласкесом и Кановой, чья
элегантная богиня носила черты сестры Наполеона
Полины Боргезе. Существуют также вариации того раз-
личия, что впервые преподал Платон в своем <Пире>,
когда противопоставлял Афродиту Уранию (<небес-
ную>) и Афродиту Пандемос (<всенародную>), имея в
виду божественную одухотворенность первой (в связи с
происхождением от неба - Урана) и доступность,
пошлую понятность второй. Общеизвестная картина
Тициана <Любовь земная и небесная> - замечательный
памятник этого разделения, но сколь бы ни разнились
представления о Венере, она осталась богиней, вызы-
вающей благоговение и интерес, но не страх.
\ВЕРГИЛИЙ (ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН, 70-19
до н. э.)
Римский поэт, родившийся в окрестностях Мантуи,
получил образование в Кремоне и Милане, а затем при-
ехал в Рим, где присоединился к кругу МЕЦЕНАТА и
стал близким другом Горация. Помимо ранних произве-
дений сомнительной аутентичности, его первой работой
считаются <Эклоги> или <Буколики>,- десять пасто-
ральных поэм, построенных по образцу Феокритовых,
но дающих некоторую личную информацию; мы знаем
из них, что его скромное семейное имение было конфис-
ковано в 42 под земли для ветеранов гражданской
войны, но позже возвращено, возможно, в результате
вмешательства будущего императора Августа. Затем
появились <Георгики>, прославлявшие мирный труд
италийских крестьян. Последние десять лет жизни он
|
|